Опубликованы поправки Минфина к федеральному закону об ОСАГО. Что интересно, многие горячо обсуждаемые инициативы, вроде расширения страхового покрытия, в документ не вошли. Наибольший упор законотворцы сделали на становление натурального возмещения ущерба. Каким же будет ОСАГО в грядущем 2017 году? Разбираемся в нашем материале.
Планируется, что в силу документ вступит уже в июле 2017 года. Что важно, окончательный текст поправок несколько отличается от того, что еще на прошлой неделе было заявлено тем же Минфином.
Проект поправок к закону об ОСАГО – полный текст документа.
Минфин выбрал натуру
Возмещение убытков по ОСАГО в натуральном виде – то есть, посредством ремонта, вместо денежной выплаты, уже давно пропагандируется страховщиками. Это, по их мнению, обезопасит от притязаний недобросовестных автоюристов, «отжимающих» по суду завышенные суммы, а клиентам позволит избежать заниженных выплат.
В пояснительной записки Минфин сетует, что последнее время растет доля расходов страховых на выплаты, не связанные напрямую с компенсацией: неустойки, штрафы, компенсации морального вреда и т.д. Это, по мнению ведомства, создает почву для деятельности «черных автоюристов».
Предполагается, что помятую в ДТП легковушку починят за счет страховщика на станции технического обслуживания, выбранной самим владельцем машины. Важная ремарка – выбирать можно будет из списка СТО, имеющих договор со страховщиком. То есть по сути выбор оказывается не так уж и велик.
При этом СТО, которое берется за устранение последствий того или иного ДТП, обязывается сделать это качественно и в установленные страховщиком сроки. На ремонт также будет действовать гарантия не менее двух месяцев. При этом ответственность за ремонт несет все же страховая. Если в течение гарантийного срока хозяин автомобиля обнаружит какие-то дефекты или неисправности, у него будет возможность устранить их бесплатно. Для этого необходимо обратиться в страховую, которая, в свою очередь, в течение пяти дней обязана осмотреть ТС, организовать экспертизу. Если наличие дефекта подтвердится и будет установлено, что появился он в результате некачественного ремонта, платить за его устранение автомобилисту не придется.
Предусмотрено несколько случаев, при которых нанесенных легковому автомобилю в ДТП ущерб может быть возмещен в денежной форме, а именно: полная гибель транспортного средства, превышение стоимости восстановления транспортного средства над страховой суммой по договору страхования, причинение вреда имуществу, не являющемуся транспортным средством, урегулирование требований по страхованию в рамках международных систем страхования. Кроме того, денежная компенсация возможна, если в списке СТО нет компании, проводящей необходимые работы, например, сварку алюминиевого кузова или восстановление гибридного автомобиля. В остальных случаях – только ремонт.
Эксперты называют такое предложение ограничением права выбора автомобилистов и жестко критикуют поправки Минфина:
«Поправки эти ущемляют права граждан, поскольку лишают их права выбора. Сейчас они могут выбрать деньги и ремонтироваться там, где им хочется. С принятием законопроекта ситуация изменится. Во-первых, владельцы легковых автомобилей смогут возместить ущерб только в натуральном виде – ремонтом. Во-вторых, чинить их будут только в тех сервисах, с которыми у страховой компании заключен договор, – говорит председатель общественной организации по защите прав автомобилистов и страхователей Дмитрий Шуховцев. – Мало того, что выбрать сервис, в котором хозяин автомобиля уже давно обслуживается, не получится. Так еще и не факт, что ради ремонта не придется ехать очень далеко. Да, в законопроекте есть требование соблюдать приближенность СТО к месту жительства владельца машины. Но не факт, что самый ближайший сервис, с которым страховая заключила договор, не будет располагаться в каком-нибудь селе за чертой города. Формально требование удовлетворено – сервис-то ближайший, а добираться до него потерпевшему все равно далеко, долго и неудобно».
По мнению Дмитрия Шуховцева, есть также риск, что договоры будут заключаться с сервисами, занижающими стоимость своих услуг и пренебрегающими качеством. Заключаться это может как в «топорности» самого ремонта, так и в долгом согласовании дефектов, заказе необходимых деталей и проведении самих работ.
Рассказывает редактор проекта «Авто» Артем Краснов: «Несколько лет назад я снес своему автомобилю правое зеркало, и коль скоро машина была застрахована по каско, я обратился в страховую, где получил направление на ремонт в один из сервисных центров на выбор. Система была во многом похожа на предлагаемую сейчас по ОСАГО: забрать компенсацию деньгами нельзя, равно и как и выбрать сервисный центр на свое усмотрение – только из списка. Проштудировав его, я остановился на единственном в нем официальном дилере, правда, другой марки. Прочие компании я не знал совсем, поэтому играть в угадайку не хотелось. Дилер меня принял, но срок ремонта заломил в районе месяца, поскольку у них, естественно, не было зеркала для машины чужой марки, а поставки запчастей бюрократизированы: европейский склад, московский склад, региональный склад (и перевозка гужевым транспортом)... В моем случае повреждение не было серьезным, но если представить масштабный ремонт, обращение в незнакомую контору может обернуться как минимум затянутыми сроками работ. Качество – еще более мутная тема».
Коэффициент износа – в утиль
Но есть и плюсы – упраздняется коэффициент износа. Если происходит денежная выплата, на конечную сумму износ комплектующих влияет. А он, между прочим, может достигнуть до 50% от их стоимости. Соответственно, чем старее поврежденный автомобиль, тем меньшую сумму можно получить на замену деталей, вышедших из строя в результате ДТП. Если же возмещение ущерба будет в виде ремонта, на износ смотреть не будут – просто поменяют все необходимое.
Европротокол станет «жирнее»
Порадовать автомобилистов в поправках к закону об ОСАГО может и увеличение максимального размера страховой выплаты при оформлении ДТП без участия сотрудников полиции – с 50 000 рублей до 100 000 рублей.
В свое время мы рассказывали, почему водители боятся оформлять ДТП сами, а также давали подробную инструкцию использования Европротокола.
Раненых пешеходов оставят в покое
Еще одна хорошая новость: ситуации, в которых покалеченных в результате ДТП пеших нарушителей еще и обяжут заплатить за помятые ими автомобили, больше не будет. В тексте законопроекта сказано, что регрессное требование не будет допускаться к виновному в аварии пешеходу, получившему ранение, увечье либо погибшему в результате ДТП, а также к его родственникам и наследникам.
Чего нет в пакете поправок об ОСАГО?
Не будет никаких разделений полисов по суммам выплат. Напомним, ровно неделю назад Минфин сообщил, что рассматривается разделение ОСАГО на три вида: «эконом» – с текущим лимитом выплаты до 400 тысяч рублей за вред имуществу и 500 тысяч рублей за урон здоровью; «стандартный» – выплаты увеличиваются до миллиона рублей за каждый риск; «премиальный» – сумма возрастает до двух миллионов рублей. Разумеется, с увеличением суммы выплаты рос и ценник на полис ОСАГО.
Судя по сегодняшней версии законопроекта, Минфин решил либо совсем отказаться от такой идеи, либо отложил ее в долгий ящик.
Нет в законопроекте и упоминаний о повышающих коэффициентах для водителей, систематически нарушающих правила дорожного движения. Ни слова не сказано и об отмене привязки стоимости ОСАГО к мощности автомобиля. Напомним, сейчас повышающий коэффициент начинается от 0,6 – за автомобили до 50 л.с., и заканчивается 1,6 – свыше 150 л.с.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com