Авто ГИБДД в России: упразднить нельзя реформировать

ГИБДД в России: упразднить нельзя реформировать

Тема с упразднением ГИБДД – не нова. В разное время эту идею предлагали различные политические партии, общественные движения и даже президент. Но какова природа возникновения этих идей? Почему россияне высказывают недовольство существующей системой и возможно ли в нашей стране создать новую, идеальную Госавтоинспекцию? Попытаемся разобраться.

Игорь знает толк в ПДД

«Да, пропади они пропадом!» – кричал водитель такси, отъезжая от поста ДПС, где он только что оставил нервов на пять лет жизни и дневную выручку, равную, кажется, 2000 рублей. Похлопав себя по карманам, мужчина (назовем его Игорь) выругался и плюнул через опущенное стекло серой «Гранты». «Еще и сигареты», – отметила про себя я. «Один вред от них – лучше бы преступников ловили, а не работяг обирали», – не успокаивался таксист. «За что они вас?» – резонно поинтересовалась я, уже наперед зная ответ. Благо, обоняние не страдает. «За перегар хотели прав лишить...» – Игорь продолжал возмущаться, но уже более неуверенно. Я бы даже сказала задумчиво.

И здесь у меня возникло несколько справедливых вопросов. Во-первых, почему Игорь, зная о перегаре, решился «бомбить»? Во-вторых, почему, если считал себя правым, не согласился на протокол и дальнейшее его оспаривание в суде, а дал взятку? В-третьих, почему он работяга, если уволился из литейного цеха, потому что там «тяжело работать», о чем твердил мне всю дорогу из аэропорта? Впрочем, это все лирика. Спросила я другое: «Игорь, а вы правда хотите, чтобы ДПС не было?» Игорь подумал и ответил: «Конечно!»

С одной стороны, каким бы невеждой не казался Игорь, понять его можно. Какой российский автомобилист в сердцах не ругал сотрудника ГАИ? А сколько было конфликтных ситуация на дороге с представителями ДПС? Сколько скандалов, судебных разбирательств и приговоров? YouTube рвет от любительского видео под названием «Беспредел ГАИ», «Как меня обули дэпээсники» и т.д. А коррупция в рядах ГАИ давно уже стала чуть ли не нормой повседневной жизни. Поэтому, наверное, каждый автовладелец хотя бы раз задумывался над тем, что было бы, если бы инспекторов ДПС не было. Тем более, что российское правительство предлагает нам альтернативу в виде дорожных камер. Но способны ли они заменить людей в инспекторской форме всецело? Давайте разберемся.

Нет ГАИ – нет проблем?

Представим, что ГАИ упразднили. Нет больше людей с жезлами и радарами. Больше не нужно одной рукой судорожно натягивать ремень, а другой шуршать в кошельке мятыми десятками, приближаясь к внезапно появившемуся на дороге автомобилю ДПС. Понятно, что опытный водитель умеет держать руль коленкой или локтем. Но все же это не очень удобно, и здорово, что больше этот навык вам не понадобится. И можно смело выкинуть брошюру «100 советов, как сторговаться с инспектором ДПС», купленную за 500 рублей у преподавателя автошколы, который, к слову, сам ее и написал. Все это замечательно, но если посмотреть на ситуацию несколько шире, то можно увидеть и другую ее сторону.

Например, если обратиться к опыту регионов страны, то можно увидеть, что попытки убрать ДПС с дорог ничем хорошим не заканчивались. В частности, такой опыт был в 2012 году в Краснодарском крае. Там резкое сокращение батальонов ДПС привело к всплеску аварийности. Об этом на пресс-конференции заявлял начальник ГИБДД по Краснодарскому краю Александр Капустин. По его словам, особенно остро ситуация обстояла на федеральных трассах. Кроме того, рост аварийности был зафиксирован в семи муниципальных образованиях. Аналогичная ситуация складывалась в 2011 году на территории Архангельской области. Из-за сокращения количества инспекторов аварийность в регионе выросла на 7%. Эту информацию озвучивал журналистам начальник ГИБДД области Алексей Максимов. Есть также печальный украинский опыт, когда полная ликвидация ГИБДД и передача ее функций в другие не готовые к этому службы привела к всплеску аварийности, взяточничества и фактическому автомобильному хаосу.

Есть и более железные аргументы в пользу присутствия полицейских на дороге. Во-первых, сотрудник ГАИ необходим для осуществления регулировки движения в случае поломки светофора. Вы представляете, какой автохаос будет на дорогах города-миллионника в час пик, если на нескольких перекрестках сломаются светофоры, а на место оперативно не прибудут регулировщики? Во-вторых, планы-перехваты, которые осуществляет ГАИ в случае, когда идут поиски особо опасных преступников по горячим следам. Сюда же можно прибавить все антитеррористические и профилактические дорожные операции. В-третьих, поимка нетрезвых водителей, которые представляют большую угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.

Эти и многие другие факты говорят о том, что полностью отказаться от ГИБДД мы не можем. Другое дело, что для прекращения многолетней неофициальной войны между водителями и ГАИ (в частности, удовлетворения таких людей как Игорь) следует совершенствовать структуру. Или реорганизовать ее, но вовсе не отказываться от дорожного контроля как такового.

Какая нам нужна ГАИ?

Дорожный контроль нам необходим – это неоспоримый факт. Но не в том виде, в каком он существует сейчас. Несколько в ином. Если рассматривать различные пути, по которым шли другие страны в этом вопросе, то самый приемлемый, на мой взгляд, – опыт Грузии. Местные власти полностью реорганизовали ГИБДД. И вместо ГАИ которое насчитывало около 5000 сотрудников, стали работать службы дорожных патрулей в количестве примерно 1500 человек. Эти люди отлично экипированы, у них имеются автомобили, оборудованные по последнему слову техники, и они постоянно патрулируют дороги. Они не останавливают людей просто так, у них нет цели обобрать водителя, их задача – обеспечение безопасности на дорогах. И все. Согласно официальной статистике, после реорганизации Грузия значительно улучшила статистические показатели и по аварийности, и по коррупции. Взяточничество там вообще стало чем-то из ряда вон выходящим.

В России тоже происходят реформы ГИБДД: сокращения, переаттестация. Идут сопутствующие изменения в смежных системах – в частности, реформа автошкол, новый закон об ОСАГО. Вносятся изменения в уголовный кодекс в части ужесточения ответственности за коррупцию в рядах правоохранителей. Безусловно, часть из них уже показала положительные результаты, которые отразились и на статистике аварийности (согласно официальным данным, количество ДТП в большинстве регионов год от года снижается), и количестве уволенных за взятки сотрудников ГИБДД, и даже на внешнем виде полицейских (им пошили новую форму, да). Но, все же, у меня лично остается ощущение того, что мы не то, что топчемся на одном месте… Знаете, это ощущение можно сравнить с проживанием в доме, который медленно, но верно, заливает водой. Вот вы, почувствовав воду, перебираетесь в квартиру этажом выше – там сухо и комфортно и вы не знаете бед с полгодика. А потом вода добирается и туда. И вы перебираетесь еще выше… И так можно действовать до тех пор, пока дом не зальет полностью, либо он не рухнет от размытого фундамента. Хотя можно было пойти по другому пути: либо спрогнозировать и предотвратить заливание на ранних этапах, либо переехать в другой дом. Мы пока что путешествуем с этажа на этаж.

Новый полицейский: робот или человек?

Но не все плохо в реформировании российской ГИБДД. Есть безоговорочно положительный момент – это повсеместное внедрение интеллектуальных систем видеонаблюдения. Именно это, а не новая форма, является одной из составляющих современной дорожной полиции. Сейчас больше половины штрафов за нарушения ПДД фиксирует «большой брат». Так, согласно официальной статистике ГИБДД, за девять месяцев 2014 года дорожные камеры зафиксировали 32,4 млн нарушений правил дорожного на дорогах России. Это примерно 63% от их общего количества. Всего на сегодняшний день в России работает порядка 3000 стационарных камер (из них 800 – в Москве) и порядка 4000 мобильных комплексов фото и видео-фиксации. Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения» предусмотрена установка еще 3,9 тыс. камер до 2020 года, на это выделено 3,9 млрд рублей.

К слову, камеры фото- и видеофиксации успешно работают зарубежом. Так, например, в Финляндии дороги просто «усыпаны» камерами. Они фиксируют не только нарушение скоростного режима, но и парковку, выезды на полосу встречного движения, езду на «красный» свет светофора и т.д. Та же самая картина в Чехии, Германии и других странах Европы. По факту, во всех цивилизованных странах камеры на дорогах – это основополагающая часть дорожного контроля.

Тем не менее, сотрудники дорожной полиции там есть, просто это другая, отличная от нашей дорожная полиция. От этого у российского туриста возникает ошибочное впечатление, что ДПС нет вовсе. На самом деле, стран, где ГАИ нет совсем, можно пересчитать на пальцах одной руки: ОАЭ и некоторые страны Африки. Но здесь нужно понимать, что отсутствие дорожной полиции не означает отсутствие там дорожного контроля в принципе. Так, например, в тех же Эмиратах штраф за превышение скорости составляет около 800 долларов. Фиксируют это нарушение дорожные камеры. И каждый участник дорожного движения это прекрасно понимает.

То, что камеры автоматической фиксации нарушения ПДД полезны – очевидно. Но заменить сотрудника ДПС они все-таки не могут. Другое дело, в грамотно сформированной системе ГИБДД они являются важнейшим фактором контроля безопасности на дорогах. Но идеальный современный полицейский – это не просто человек в новой форме, вооруженный современными средствами фото- и видеофиксации. Проблема недоверия и негативного отношения к ГИБДД в России лежит несколько глубже. Отчасти оно на ментальном уровне. И, чтобы переломить это явление, нужно, чтобы произошел ряд изменений. В частности:

  1. Рост общественного сознания.
    Он должен заключаться не в теоретическом понимании неприемлемости нарушения ПДД, а в закреплении этого понятия на ментальном уровне. То есть водитель должен думать не о том, как обмануть камеру, а о том, что единственный возможный вариант езды за рулем – езда по правилам.

  2. Развитие «института стукача».
    К сожалению, донос в России имеет негативный оттенок. Перед публикацией данного материала я провела небольшой опрос в блогосфере на тему того, сможете ли вы донести на пьяного родственника, который сел за руль автомобиля? Абсолютное большинство ответило – «нет». Хотя в процессе беседы люди признавали, что этот донос был бы благом для нарушителя – он не попадет в ПДД, никого не убьет, да, у него отнимут права и оштрафуют. Зато он будет жить. А ваша совесть будет мучить вас меньше, нежели если вы станете соучастником убийства (не предотвращение преступления – это тоже соучастие в убийстве). Именно народный контроль способен воспитать участников дорожного движения, причем лучше, чем любая система видеофиксации. Кстати, в Европе не считается зазорным донести на соседа, который неправильно припарковался или даже просто выкинул окурок из окна. В том числе по этой причине таких нарушений там меньше, чем в России.

  3. Уважение к участникам дорожного движения.
    Только при наличии водительской культуры возможна европейская модель дорожного контроля. Отношение к соседу на проезжей части не должно быть построено по принципу: «я проеду, а ты – как хочешь».

  4. Реформа автошкол.
    Здесь все понятно – чем качественнее преподают навыки вождения и ПДД, тем более грамотных автомобилистов мы получим. Реформа, стоит напомнить, уже состоялась, но о ее результатах пока говорить рано.

  5. Реформа автострахования.
    Необходимо освободить инспекторов ГИБДД от необходимости фиксировать мелкие ДТП, коих совершаются миллионы ежегодно.

  6. Развитие института «любительского видео».
    К нарушениям на дорогах, которые были засняты на регистраторы, ГАИ относится с подозрением. Одно время видеорегистраторы вообще хотели отменить – якобы, прикрепленные на лобовом стекле, они закрывают обзорность водителю. На самом деле, подобные съемки – это кладезь информации для органов правопорядка. Начиная с зафиксированных нарушений ПДД и заканчивая с заснятых нарушений со стороны самих инспекторов ГИБДД. Поэтому в идеале было бы хорошо создать компактную структуру, которая работала бы с данными, заснятыми на регистраторы.

Подытоживая все вышесказанное, хочется отметить, что ГИБДД – очень нужная в России структура. Другое дело, что ее необходимо совершенствовать. Ровно как и с нашей, водительской, стороны стоит менять к ней отношение: прекратить провоцировать, предлагать взятки, не воспринимать как врагов. В конце концов, они обеспечивают нашу безопасность. И нужно помогать им в этом: сообщать о правонарушениях, о пьяных водителях, о преступлениях на дороге должно стать обыденным явлением для каждого человека. А камеры видеофиксации нарушений будут прекрасным дополнительным помощником в их нелегком деле. Именно дополнением! Хорошим подспорьем, неотъемлемой частью.

Мнение экспертов

Михаил Дегтярев, заместитель председателя комитета Государственной думы по науке и наукоемким технологиям, член Высшего совета ЛДПР: «Полностью отказываться от сотрудников ГИБДД нельзя ни в коем случае, но сократить их численность можно. За счет систем автоматической фиксации нарушений, за счет новшеств в законодательстве, позволяющих самостоятельно фиксировать мелкие ДТП. То есть функция фиксации правонарушений сотрудниками ГИБДД уже сегодня значительно сокращена, а в ближней перспективе должна быть окончательно снята. ГИБДД постепенно возвращается к своей главной задаче – обеспечению безопасности. Дежурство на постах ДПС и патрулирование федеральных трасс нужно оставлять за людьми. Последняя череда зверских убийств на трассе М4 подтверждает необходимость в периодическом патрулировании, это повысит безопасность граждан. Существует и постоянная террористическая угроза, особенно в крупных городах. В свое время было принято решение закрыть многие посты ДПС – это большая ошибка».

Олег Мартин, член всероссийского общества автомобилистов России, председатель одного из региональных отделений: «Со мной произошел показательный случай в Германии. Мы ехали по автобану и остановились буквально на минутку, чтобы заглянуть в карту (является нарушением ПДД. – Прим. авт.). Не прошло и 30 секунд, как сзади появился автомобиль с проблесковыми маячками. Это меня очень поразило – ведь до этого мы на дороге не видели ни одного поста ДПС! Это происшествие наглядно демонстрирует то, что несмотря на видимое отсутствие дорожной полиции, контроль за соблюдением ПДД там очень серьезный. Он обеспечен за счет развитой системы видеофиксации. Я считаю, что России нужно перенимать этот опыт. И мы вполне можем это сделать. Я вижу много положительных моментов, связанных с этой мерой. В частности, это позволит минимизировать контакт водителя с инспектором ДПС и будет хорошей профилактикой коррупции и нарушений ПДД. Ведь водитель будет понимать, что не откупится – с камерой же нельзя поспорить, дать ей взятку, договориться на месте. Так что я за то, чтобы развивать в России систему видеофиксации ПДД».

Фото: Фото из архива редакции
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем