Стремясь приблизиться к европейским стандартам, российские власти на протяжении всего года стимулируют нефтяные компании на переход к топливу более высокого экологического класса. В попытке заставить нефтяников скорее перейти на стандарт «Евро-3» государство применяет старую добрую практику – повышение акцизов на топливо привычного стандарта «Евро-2». В 2011 году эти меры привели к топливному кризису в ряде российских регионов и отчасти способствовали повышению цен на бензин. Однако российские власти, несмотря на праведный гнев водителей, готовы еще активнее радеть за экологию. Эксперты ожидают, что уже в январе 2012 года переход к новым экологическим стандартам приведет к значительному удорожанию топлива, а всю «прелесть» борьбы за чистый воздух автовладельцы прочувствуют на своих кошельках в 2013 году.
Решение о резком повышении акцизов на топливо в середине 2010 года было инициировано Минфином ради снижения дефицита бюджета. Предполагалось, что до 2014 года акциз будет расти примерно на один руб. с литра в год, что должно было принести дополнительно в бюджет около 300 млрд руб. Однако резкий рост розничных цен на топливо в начале 2011 года вызвал недовольство правительства и претензии Федеральной антимонопольной службы.
«С января 2011 года предусмотрено применение бензинов экологического класса не ниже «Евро-3». Часть заводов-изготовителей не успела провести реконструкцию и соответственно сократила поставки на внутренний рынок высокооктановых бензинов», – вспоминает исполнительный директор ООО «Ирбис» Александр Минко. По его словам, установленные таможенные пошлины и высокая цена на нефть сделали более привлекательным внешний рынок для сбыта нефтепродуктов, соответственно увеличенный в 1,5 раза экспорт создал дефицит на внутреннем рынке.
Весной на Алтае начался настоящий бензиновый кризис, перебои с топливом были зафиксированы в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске. В остальных регионах, включая Ростовскую область, дефицита избежать удалось, но цены на нефтепродукты значительно выросли.
«Ростовская область не имеет своих нефтеперерабатывающих заводов, и проблемы дефицита топлива решались сокращением отпуска бензина независимым операторам, повышением отпускных цен на нефтеперерабатывающих заводах. Основными причинами повышения розничных цен на моторное топливо являются рост закупочных цен на мелкооптовом рынке и перебои в поставках нефтепродуктов, из-за которых представители независимых АЗС были вынуждены закупать топливо по завышенным ценам или у поставщиков, расположенных на большом расстоянии от АЗС», – говорит Александр Минко.
Он объясняет: хотя удорожание топлива прежде всего вызвано мировой конъюнктурой, акцизы также являются важной составляющей розничной цены на бензин. По сути акцизы на топливо являются косвенным налогом, который производители перекладывают на плечи покупателей. В этой связи автовладельцам в будущем году стоит приготовиться к очередному подорожанию топлива. Продолжая борьбу за евростандарты, депутаты Госдумы на минувшей неделе приняли в третьем, заключительном, чтении поправки в Налоговый кодекс, пересматривающие график повышения акцизов на бензин.
Согласно нынешнему графику, средний рост акцизов на топливо в следующем году составит 1,2 рубля с литра. Новый график предусматривает такой рост только до июня 2012 года. С июля рост ставок пойдет активней. В частности, акциз на бензин «Евро-2» вырастет еще на 35 копеек с литра, в 2013 году – еще на 1,4 рубля и в результате составит 10 100 рублей с тонны. Акциз на «Евро-3» после выборов вырастет на 35 копеек, в 2013 году – еще на 1,35 рубля с каждого литра. Акциз на дизельное топливо, соответственно, на 20 и на 40 копеек. Поправки также дифференцируют акциз на топливо классов «Евро-4» и «Евро-5», который в действующей редакции НК един.
В частности, акцизы на четвертый экостандарт бензина вырастут с 2013 года на 1,25 рубля с литра, оставшись в 2012 году неизменными, сообщает Vesti.ru. Акцизы на «Евро-5» в конце следующего года снизятся (на 40 копеек), а в 2013 году повысятся (на 1 рубль с литра).
На год сдвинуты сроки перехода на «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5». Согласно законопроекту, в 2012 году акциз на бензин «Евро-2» будет на 300 рублей выше, чем на «Евро-3», разница в акцизах на «Евро-4» и «Евро-3» составит 1060 рублей, а между 4-м и 5-м классами – 1679 рублей.
С 2013 года акциз на бензин «Евро-5» будет на 3417 рублей ниже, чем на «Евро-4», в 2014 году разница вырастет до 3759 рублей.
«По сравнению с 2011-м годом акцизы в будущем году возрастут на 28%, а в 2013 году они будут вдвое выше, чем сейчас», – резюмирует Александр Минко. Как это отразится на стоимости литра? Эксперты прогнозируют, что уже в марте 2012 года может быть преодолена психологически важная отметка 30 рублей за литр. По мнению аналитика ИФД «Капитал» Виталия Крюкова, если нефтяники будут до марта искусственно сдерживать цены, то затем «это выльется в скачок на 20-30%», и весной топливо может подорожать до 36-38 руб.
«Чтобы у автомобилистов не оставалось сомнений, благодаря кому у нас дорогой бензин, им следует понимать, что в цене бензина на автозаправке лишь 15% занимает его себестоимость. Зато около 60% составляют налоги и всевозможные сборы с акцизами, забираемые государством», – заявил руководитель одной из сети АЗС.
В подтверждение своих слов он приводит раскладку, из которой формируется цена литра топлива:
Доля производителей:
себестоимость добычи нефти – 6,6%;
расходы на транспортировку и маркетинг – 16,8%;
прибыль нефтяных компаний – 10,1%;
прибыль АЗС – 6,2%.
Доля государства:
налог на добычу полезных ископаемых – 26,4%;
акциз – 11,9%;
НДС – 15,4%;
налог на прибыль – 5,3%.
Эксперт также отметил: изначально акцизы были предназначены, чтобы сдерживать потребление «вредных» товаров за счет значительного увеличения цены на них. Так, широко известна практика введения акцизов на алкогольную и табачную продукцию из-за того, что, к примеру, себестоимость производства водки сравнительно небольшая, а доход алкогольная продукция приносит колоссальный.
«Если в случае с водкой и сигаретами все ясно, то какую роль выполняют акцизы на нефтепродукты, остается загадкой. Зачем государству сдерживать потребление бензина и дизельного топлива населением и предприятиями страны?» – напоследок задается риторическим вопросом собеседник 161auto.ru.