Авто Михаил Губатов, директор Ростовского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта: «Рекомендации бывших учеников сегодня – лучшая реклама автошколы»

Михаил Губатов, директор Ростовского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта: «Рекомендации бывших учеников сегодня – лучшая реклама автошколы»

Как театр начинается с вешалки, личный автомобиль начинается с автошколы. Именно здесь закладываются водительские навыки, и формируется ответственность за поступки на дороге. Качество «автомобильного» образования сегодня – вопрос весьма острый. Нередки отзывы о том, что кому-то после автошколы пришлось переучиваться, а то и с нуля учиться водить автомобиль. Последний случай, с «автошколой «Авто-Лайт», вывел дискуссию о качестве образования на новый уровень. Как не ошибиться с выбором и сделать процесс обучения максимально эффективным, почему на рынке появляются мошенники, и к чему могут привести их действия – вопросы о «кухне» автошкол Ростова редакция 161auto.ru адресовала руководителю одного из старейших отраслевых учебных заведений региона, директору Ростовского учебно-курсового комбината автомобильного транспорта Михаилу Губатову.

– Михаил Анатольевич, первый вопрос – естественно, о недавнем инциденте, когда «автошкола» собрала деньги и растворилась в неизвестном направлении. По-вашему, почему так произошло?

– Чтобы это лучше понять, нужно хоть немного обрисовать ситуацию на рынке автошкол в целом. Что сейчас происходит в бизнесе? Очень много автошкол, но профессионально готовят единицы. Для профессиональной подготовки нужны специализированные площадки для обучения, автодромы. Дело в том, что интенсивность движения в городе сегодня столь высока, что обучать кандидатов на улицах очень сложно. Первоначальные часы нужно давать на автодроме, вторая половина обучения проходит непосредственно в городе, когда уже есть необходимые навыки. Важна и квалификация кадров. А на все это – автодром, содержание автомобилей, зарплату инструкторов, закупку учебной литературы – требуются деньги. Сегодня стоимость обучения в автошколе, учитывая все затраты, должна составлять 18-20 тысяч, причем это – только чтобы существовать. Мы прекрасно понимаем, что никто в условиях рыночной экономики подарков не дарит. Поэтому если за полную программу, которая длится минимум три месяца, и обязательно должны быть 50 часов обучения, просят 12 000 рублей – это явный обман.

– Но ведь что касается автодромов, их вообще только два в городе, насколько я знаю – у вас и у «Автограда»?

– Да, у нас свой автодром, два гектара. Автодром был построен в 1974 году, с тех пор его никто не ремонтировал особо, мы сами пытаемся его сейчас содержать, делаем мелкоямочный ремонт, сами косим траву... Средств не хватает. Очень большая проблема – земельный налог, в 2011 году он почти на полмиллиона возрос.

– А если не секрет, сколько платите?

– На налог по земле у нас уходит два миллиона 765 тысяч – это нужно заплатить до конца года.

– Теперь понятно, почему в Ростове автошколы не спешат обзаводиться автодромами...

– Да, потому что это очень дорого. Уже заканчивается восьмой месяц года, а у нас заплачена только половина, хотя мы должны были в июне заплатить. Я думаю, что в сентябре пойдет поток учеников, станет полегче. Но даже если успешно закончим год, рассчитаемся с налогами, то останемся без ничего. Не сможем купить новую технику, те же самые покрышки и все остальное, вот в чем проблема. Цена сейчас за обучение становится невыполнимая – поднимается стоимость бензина, электричества, растут налоги. А плату за обучение мы не поднимаем уже два года.

– Но вы же вроде бы государственное учебное заведение?

– Да, государственное, но в правовом поле существующем мы должны претерпеть реорганизацию и стать автономными федеральными учебными заведениями. Был такой приказ еще в 2005 году.

– То есть, власти вам совсем ничем помочь не могут?

– Могут. Хотя бы оставить налог на уровне 2010 года... Есть и еще одно направление. У предприятий города катастрофически не хватает профессиональных водителей автобусов. У нас есть два автобуса, мы можем еще принять дополнительно инструкторов, в две смены будут работать эти автобусы и подготовить специалистов. Мы работаем с городским центром занятости, они направляют к нам людей. Мы обучаем за счет средств государства, но там особые требования: человек должен иметь статус безработного. А вот обучать сотрудников предприятий, которые уже работают, повышать их уровень центр занятости не можем, потому что там уже другие требования. Я думаю, что компетентные лица должны прийти к тому, что выбирать водителей общественного транспорта нужно из лучших. Нужно готовить профессиональные кадры, а не просто переобучать безработных, которые приходят и зачастую понятия не имеют, что такое водитель автобуса, в чем специфика работы по этой специальности.

– А чего вы ожидаете от реорганизации в автономное учебное заведение?

– У нас от перемены названия, от того, что автономными становимся, конечно, мало что меняется. Работать собираемся еще лучше. У нас приобретены компьютеры, хорошие учебные фильмы, есть тренажер, первое ознакомление с оборудованием автомобиля происходит на тренажере. Приобрели программно-аппаратный комплекс – стоит то же самое оборудование, такие же компьютеры, как и при сдаче экзаменов в ГАИ.

– Изменения в работе автошкол сегодня постоянно на слуху. То виртуальные автодромы, то новая разбивка на категории и удлинение сроков обучения... Ожидаются ли какие-либо нововведения в обозримом будущем?

– На совещании в ГИБДД ставился вопрос о том, что экзамен будет приниматься на автомобилях, оборудованных видеокамерами, и данные потом будут регистрироваться и храниться определенное время. Но там автомобили – вазовские «пятерки», а у нас уже многие автошколы учат на иномарках. То есть, нужно часы дать, чтобы человек опробовал этот автомобиль. Здесь, конечно, важно, чтобы не капризничали девушки, которые могут говорить: «Как же я на «пятерке», ей же тяжело управлять» (Смеется.). Но я думаю, что это все решится. Пока никаких других изменений нет. Автодром виртуальный оборудовать желательно, но не обязательно. Для учебного процесса многие также устанавливают видеокамеры, но это тоже по желанию.

– «Всплыла» тема взаимоотношений с ГИБДД, и отсюда – еще один вопрос. В ГИБДД не раз проявляли обеспокоенность показателями аварийности с начинающими водителями. Как-то автошколы могут повлиять на ситуацию? 50 часов вождения – этого не маловато?

– Давайте начнем с того рассуждать, что раньше было 28 часов по программе. Что может сделать автошкола? В первую очередь, выдавать все часы, которые положены по программе. И контролирующие органы должны следить за этим. И я уверен, что если нормальный будет надзор, часть автошкол просто закроется – им невыгодно станет этим заниматься. Они получают прибыль с того, чтобы не додать часы вождения, такое практикуется. Я думаю, еще парочка таких «авто-лайтов» в Ростове случится, и люди начнут более внимательно относиться к автошколам и к тому, как они работают.

– И в продолжение темы качества обучения. Не раз приходилось слышать жалобы на инструкторов: то хамят, то ничего толком не объясняют... Насколько сложно найти хорошего инструктора?

– У нас текучки кадров нет уже несколько лет. Есть и рекорды: например, один специалист, Сергей Иванович Белоусов, у нас с 1978 года пришел работать и до сих пор в строю, подает пример молодым. Многие с высшим образованием – это сейчас уже обязательное требование. Преподавательский состав – также старейшие, профессиональные кадры. Несколько наших сотрудников награждены медалью РФ «Заслуженный работник автотранспортного образования». Есть преподаватель у нас Александр Петренко – кандидат педагогических наук, педагог от Бога. К нему стремятся попасть на обучение, я не шучу: люди приходят, спрашивают, будет ли Петренко в этой группе преподавать. Если не будет, говорят, что до следующего набора подождут, когда Александр Григорьевич будет вести. Правила дорожного движения же нужно не просто сухо прочитать, а так преподнести, чтобы человек их понял.

Вообще-то, как мы готовим водителей – это видно. Яркий пример – команда по автокроссу. Мы хотели для начала попробовать свои силы, но стали абсолютными чемпионам области. Теперь еще выезжаем на чемпионаты России по автокроссу, были в Саратове, в Ставрополе, сейчас снова готовим команду в Ставрополь. Что нам дает автоспорт? Это – не уличные гонки, это жесткая дисциплина, никогда спортсмен не позволит какие-то нарушения на дороге общего пользования. Он себя проявляет на закрытой трассе – бездорожье, трамплины, повороты... Я не думаю, что автоспорт может развращать молодежь.

– Собственная спортивная команда – это, бесспорно, и хорошая рекламная «фишка». Вообще же, с вашей точки зрения, насколько сегодня сильна конкуренция среди автошкол в городе? И насколько честны рекламные ходы конкурентов?

– Насколько конкуренция честна, я судить не могу. Но, с моей точки зрения, она не должна быть такой острой. Каждый должен улучшать качество подготовки, а народ уже сам разберется. Мы постоянно ведем опросы, что понравилось, что не понравилось в обучении. Кому-то не нравится, например, что автодром далеко. Это нормально, когда человек выбирает, что ближе – от работы, от места жительства. Есть автошколы, которые имеют много филиалов – они выигрывают в территориальном смысле слова. У нас все занятия – в одном месте. Наверное, мы от этого страдаем, что у нас все в одном месте сосредоточено, но куда деваться.

В конкуренции много зависит от самой автошколы. Слухи же идут, молва людская. И это – самое верное направление, когда человек говорит: «Я учился в этой автошколе, и мой знакомый учился, и нам понравилось, мы умеем водить». Рекомендации бывших учеников сегодня – самая лучшая реклама автошколы.

Фото: Фото предоставлено РУКК АТ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем