Компания General Motors решилась на «убийство» марки Hummer. Увы, таков исход многолетней истории легендарного бренда, и отчасти этим мы обязаны китайцам. Местная фирма Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machines, которая практически полгода вела переговоры о переходе к ней контроля над «Хаммером», так и не смогла получить одобрения китайского правительства на сделку.
«За прошедший период мы рассмотрели множество возможностей для Hummer и сожалеем, что сделку с Tengzhong не удалось завершить, – цитирует пресс-служба компании вице-президента GM по корпоративному планированию и альянсам Джона Смита. – Сейчас GM будет работать с сотрудниками, дилерами и поставщиками Hummer, чтобы свернуть деятельность наиболее щадящим образом».
Китайское правительство имело право вето на подобные сделки, потому что в поднебесной властью контролируется любая операция ценой более одного миллиона долларов, а Hummer был оценен в $150 млн. Контролирующие госорганы посчитали, что местная компания со специализацией на производстве строительной и спецтехники просто не потянет мощного американца. И это касается не только материальных затрат на изготовление машин и выполнение гарантийных обязательств, но и рекламной поддержки сложившегося имиджа.
Кстати, об имидже. Пару лет назад Hummer прославился в России весьма громким слоганом: «Прочь с дороги!», и вот теперь сам вынужден свернуть на обочину. В подобное позиционирование маркетологи изначально вкладывали качества автомобиля – его проходимость, мощь, брутальность. Но русские умы, как часто случается, перевернули все с ног на голову. Слоган превратился в лозунг дорожных понтоделов – мол, «пошел с дороги, не видишь – я еду на “Хаммере”!» Кстати, именно это ощущение собственного превосходства и крутизны во многом и приводило будущих «хаммероводов» в автосалон.
«Мне жутко нравится слоган Hummer. Допустим, у Toyota какой слоган? «Управляй мечтой». А у Hummer: «Прочь с дороги!» Честное слово, когда Hummer едет, все равно, что танк идет. Какой бы внедорожник вы ни использовали до этого, надо два-три дня привыкать к габаритам. Хоть в городе, хоть за городом этой машины сторонятся. Те же Toyota Land Cruiser – замечательные машины, но их на квадратный километр столько, что уже никто не боится. А Hummer до сих пор считается эксклюзивом», – сказал в свое время бизнесмен и владелец Hummer H2 Константин Филимонов.
Но если абстрагироваться от имиджа, «Хаммеры» были весьма противоречивы. В отношении проходимости вопросов даже не возникает – полный арсенал внедорожных примочек, отличная геометрия, мощный движок. Да и внешность брутальна: при взгляде на него вряд ли захочется мило улыбнуться и нежно погладить по капоту... Напротив, на нем тянет выехать за город, «топнуть» на трассе, чтоб хоть как-то проявился потенциал машины. Или заехать в какое-нибудь болото, чтобы ощутить себя американским солдатом в непроходимых вражеских дебрях. Все что угодно, но никак не тащиться в городских пробках с мотором в 315 л. с. и парковаться в «мышиных норках». Возможно, именно поэтому даже в разгар «эвакуационной войны» владельцы Hummer'ов упорно и бесстрашно паркуются прямо на тротуарной части Большой Садовой. Кроме того, американец отличается «прожорливостью»: минимум 25 литров на 100 км пути.
О габаритах стоит сказать отдельно. Сев в Hummer H2, чувствуешь себя как в танке – уверенно и обособленно. Вокруг нагромождения центральной консоли и передней панели предметы теряются в громадном зеркале заднего вида. А каких трудов стоит забраться в салон и выбраться оттуда! Причем за счет высокого пола Hummer H2 имеет на удивление тесный салон: вроде бы места должно быть много, но машина давит на тебя со всех сторон.
Hummer имеет массу почти критическую для легкового автомобиля (без малого 3500 кг), и он широк, а если добавить к этому ограниченную обзорность, парковка в тесноте – рискованное занятие, особенно для окружающих.
Да и с управляемостью не так, чтобы очень. Бывший владелец Hummer Сергей Коростылев сетует: «У «Хаммеров» высокий центр тяжести, большие крены в поворотах и «невнятный» для такого автомобиля руль. Все это осложняет даже езду в своей полосе по прямой, не говоря уже о поворотах, где машина буквально плывет. На самом деле, если владелец ездит степенно, он этого может и не почувствовать, но в критической ситуации резкие маневры очень сложны. Все это усугубляется габаритами и массой машины». Негородская ориентированность «Хаммеров» налицо, но только на чье «лицо» – непонятно. Желание держать марку, судя по всему, пересиливает все аргументы против мучений в городских условиях. Под конец жизни «Хаммер» столкнулся с ожесточенной оппозицией со стороны зеленых, и в США стал чуть ли не самой ненавистной машиной.
Впрочем, мы пишем некролог, а ругать посмертно не принято. Отдадим ему должное: Hummer был одним из самых харизматичных, самобытных, неподражаемых автомобилей последнего времени, и для многих он стал органичной частью имиджа. К примеру, на Hummer ездил шоумен и силач Владимир Турчинский, который недавно скоропостижно скончался.
Возможно, четкая ориентация на узкую аудиторию и сыграла решающую роль в судьбе бренда, который в условиях дефицитной экономики стал убыточным. Так же как и уже ликвидированные Saturn и Pontiac. По словам Джона Смита, GM сейчас сосредоточен на продвижении более ходовых марок, таких как Chevrolet и Opel.
На калининградском «Автоторе», по данным пресс-службы GM, Hummer не собирается уже целый год, а все, что продавали дилеры, – это остатки автомобилей 2008 и 2009 года выпуска. Теперь «Хаммеры» не будут делать и в Китае. И неизвестно, что лучше – маркировка made in China на «американском» внедорожнике или тотальная их безвременная кончина.
Мы запомним его крутым военным проходимцем. Прощай, «оружие»!