Сотрудники силовых структур будут обязаны оказать доврачебную помощь пострадавшим в ДТП. Неоказавшего ждет наказание. Соответствующий законопроект уже во втором чтении рассмотрела Государственная дума России. Эксперты считают, что у документа велик шанс остаться лишь на бумаге: для его работы потребуется очень много дополнительных усилий.
Государственная дума корректирует законодательство с учетом веяний времени. Парламентарии во втором чтении приняли поправки в Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты РФ. После того, как новые положения вступят в силу, оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП будут обязаны водители спецслужб – МВД, МЧС, ФТС и ФССП России. Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Ольга Борзова, представляя законопроект, пояснила, что речь идет о законодательном разграничении понятий «скорая медпомощь» и «первая помощь».
«Первая помощь – это не медицинская помощь, она оказывается при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью людей до оказания медицинской помощи. Первая помощь оказывается не медработниками, а людьми без медицинского образования, но прошедшими подготовку. В частности, к ним относятся сотрудники органов внутренних дел, спасатели, пожарные, таможенники, а также судебные приставы», – заявила Ольга Борзова.
Она отметила, что после принятия этого закона силовики будут должны организовать для подчиненных специальные курсы, где личный состав пройдет необходимую подготовку. После этого неоказание первой помощи станет делом наказуемым.
Представители силовых структур отметили, что ничего нового поправки в их работу не привнесут. Как рассказал в беседе с корреспондентом 161auto.ru руководитель пресс-службы ГУВД по Ростовской области Алексей Полянский, донская милиция уже работает по такой схеме.
«У нас есть спецкурсы по оказанию первой медицинской помощи. И не просто водители – каждый сотрудник, абсолютно все, от оперативников до службы кадров, учатся оказывать первую помощь. Мы никогда не проедем мимо ДТП, так было, есть и будет. Так что этот закон просто нормативно закрепляет те наработки, которые уже имеются», – говорит Алексей Полянский.
Между тем медики и независимые эксперты воспринимают грядущее нововведение с некоторой настороженностью. По их мнению, принятие поправок должно стать лишь отправной точкой. Нужно многое сделать, чтобы закон начал работать.
«Любая медицинская помощь – это дело практики. С первого раза или после долгого перерыва можно не вспомнить даже, как жгут накладывается. Разовые курсы здесь вряд ли что-то дадут, а постоянно практиковаться силовики не смогут – у них и без этого дел хватает. К тому же, каковы границы первой помощи? И что сможет сделать тот же милиционер или таможенник, если ДТП с тяжелыми пострадавшими, да еще и заблокированными в машине? Нужно расписать все эти механизмы», – размышляет сотрудник крупной медицинской корпорации Ирина Николаева.
«По статистике, в ДТП наиболее часто гибнут люди потому, что в первые минуты им не была оказана первая медицинская помощь, в том числе сотрудниками ДПС. Поэтому такой законопроект можно только приветствовать. Но для его эффективного действия понадобятся изменения и в ведомственных документах: в законе о милиции, об МЧС и в других локальных законах. Сегодня сотрудники ГИБДД формально обязаны оказывать первую помощь, но, как правило, они этого не делают, оправдываясь тем, что у пострадавшего были тяжкие повреждения, и они, не являясь врачами, побоялись сделать еще хуже, – рассказал изданию РБК daily автоюрист Сергей Радько. – Поэтому очень важно, чтобы сотрудников обучили оказанию первой помощи, ведь массаж сердца, наложение повязки – это целая наука. Если руководство силовых ведомств серьезно подойдет к этой задаче, новый закон может оказаться действенным инструментом по спасению жизней на дорогах».
Ростовские участники дорожного движения восприняли инициативу парламентариев еще более болезненно. Активист ростовского автоклубного движения Денис Урюкин считает, что новое законодательство не приживется, и вряд ли это плохо.
«В США, например, так нельзя. Медпомощь там могут оказывать только квалифицированные медики, и полисмену может грозить суд, если он действует не по закону. У нас вообще сотрудники ДПС на место аварии часто приезжают позже скорой. Еще один момент – для оказания медпомощи нужно дополнительное оборудование. Какое оборудование выдадут нашим силовикам?», – задается вопросом Денис Урюкин.
«Я считаю, что медики просто перекладывают ответственность вместо того, чтобы нормально работать. Не так давно на трассе под Ростовом разбилась знакомая. Приехавшая бригада скорой даже не с первого раза смогла начать ИВЛ – прислали девочек каких-то, практиканток, хотя явно требовались квалифицированные врачи. Сапоги должен шить сапожник», – высказывает свое мнение директор по продажам Ольга Днепрова.