Михаил Дущенко работает учителем в Неклиновском районе — в сельской школе, где на полтысячи детей и так не хватает педсостава. Когда пришла повестка, 25-летний мужчина принял новость о своей мобилизации покорно, хотя в своей пользе для вооруженных сил сомневается.
В беседе с корреспондентом 161.RU Мариной Гаричян мобилизованный учитель рассказал о критической ситуации с кадрами в сельской школе, уроках патриотического воспитания и том, что чувствует перед отправкой в войска.
Михаил работает в средней школе села Вареновка четыре года. Отслужил в армии, стрелок — одна из самых востребованных ВУС на передовой.
— Повестку принес 12 октября глава нашего поселения вместе с сотрудником паспортного стола. У меня категория «ограниченно годен», — рассказывает Михаил. — В повестке указано, что к военкомату я должен прибыть утром 17 октября. Были случаи, когда при мне люди получали повестки и им было назначено явиться уже на следующий день. Буквально 12 часов на сборы.
В школе, где преподает Михаил, 570 детей. Учителей там всего 45. Штат укомплектован не полностью, поэтому за многими учителями закреплены дополнительные предметы. Загруженность серьезная — и теперь часы Михаила должны будут как-то распределить среди коллег.
По словам мужчины, он написал губернатору Василию Голубеву. В письме мужчина перечислил свои обязанности и отметил, что быстро перестроить работу в школе при мобилизации невозможно.
«Отстранение любого учителя из образовательного процесса проходит действительно болезненно»
— И по нашей школе, и по Неклиновскому району в целом некоторые учителя работают больше того, что прописано в законе. Когда любого сотрудника из школы «вынимают», то его нагрузка ложится сразу же на других, — рассказывает Михаил. — Эти учителя могут работать по совсем другой специальности и не иметь представления о предмете. Грубо говоря, учитель математики не может вести физкультуру — и наоборот. Получается, что качество образования детей ухудшается, как и работоспособность перерабатывающих учителей. Лишних нет. Моментально кого-то найти на замену крайне сложно. Долго у нас искали учителей определенных специальностей — математика и информатика, например.
— Как ваше руководство отреагировало на то, что вы получили повестку?
— Директор моей школы очень удивилась, спросила насчет брони. Но это было уже после посещения военкомата. Там я лично говорил с военкомом, и он мне обозначил, что по закону на учителей бронь не распространяется. Мол, у меня есть военный билет, поэтому я пригоден. Директор звонила на горячую линию Минобороны по номеру 122, где ей также подтвердили, что в нашей стране такая ситуация, что выхода предложить не могут.
Сейчас получаю первое высшее образование, но учусь на заочном отделении, поэтому и там бронь мне не положена.
— Что думаете о мобилизационной кампании? Насколько были готовы к тому, что под нее попадете?
— Если государство уже направило повестку на явку в военкомат, от этого уже, конечно, никуда не деться. Я живу, учусь, получаю первое высшее образование и поэтому бегать от государства не в моих интересах, как и уезжать за границу. Я особо не прятался от мобилизации, потому что осознаю, в каком государстве проживаю.
«Считаю, что в мобилизации есть необходимость, есть потребность. Так решило наше руководство. Всё понятно»
Но если речь о людях, которые имеют другую специальность и опыт — повара, учителя, продавцы, то они занимаются тем, что умеют. Отправлять по мобилизации тех, у которых минимальный опыт вроде года в армии, на мой взгляд, сомнительно. Говорить, что человек после срочной службы имеет необходимый боевой опыт, сложно. Считаю, что в данной ситуации, если мы действительно хотим защитить границы государства и выполнить задачи, то главным становится наличие опыта, военного образования. Большой вопрос и общая проблема, насколько полезен будет человек без необходимой физической подготовки и знаний военного дела. Целесообразна ли такая «тасовка» кадров?
Можно вспомнить слова Рамзана Кадырова, который обозначил, что у нас есть 5 миллионов сотрудников силовых ведомств — отправьте половину, 2–2,5 миллиона. От них будет результат. Чего нельзя сказать о тех, кто еще вчера стояли у доски и рассказывали, где север и где юг. А завтра будут стрелять из автомата.
— Вы тоже несколько предметов преподаете в школе?
— Из-за нехватки работников мне в этом году снова поменяли направление. По среднему специальному образованию я программист, поэтому веду информатику. Также шесть месяцев переучивался на преподавателя географии. Также у меня должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Это новая должность, введенная с 1 сентября 2022 года для патриотического воспитания детей.
Буквально за пару дней мне нужно найти человека, который возьмет на себя мои обязанности и будет курировать «Разговоры о важном», линейки по поднятию флага РФ, исполнение гимна, участие в конкурсах и мероприятиях «Юнармии» и ЮИД. К тому же, я за эти оставшиеся дни должен уладить вопросы в институте по сессиям и защите диплома.
— Уроки по патриотическому воспитанию как у вас проходят?
— Их проводят, как правило, классные руководители. Советник директора это курирует, может снабдить необходимыми материалами, которые также есть на определенном сайте. Первый звонок, день пожилых людей, День отца, референдум по принятию новых территорий в РФ — всё это обсуждали с детьми. Каждый понедельник в 08:30 классы начинают день с гимна и поднятия флага. А потом формируются отчеты по выполненной работе. В детях стараемся воспитать целеустремленность, уважение, сдержанность, стойкость перед проблемами, любовь к Родине и к своим предкам.
По референдуму о присоединении четырех новых территорий в состав нашей страны был специальный текст с сайта «Разговоры о важном». Там сразу же — в день референдума — без опозданий был выложен материал для учителей.
В день референдума, 30 сентября, учителей обязали провести 3 октября еженедельный урок «Разговоры о важном» на тему принятия в состав РФ Запорожской и Херсонской областей, ДНР и ЛНР. «Несмотря на желание киевского режима помешать волеизъявлению граждан, референдумы состоялись», — говорится в документе. Заканчивается вступительное слово так: «Результаты референдумов восстановили историческую справедливость, вернув исконные русские, российские земли, а также укрепили суверенитет нашей страны».
— Что сказали ученики, узнав о вашей повестке?
— Ни ученики, ни отдельно мой класс, которым я руковожу, не знают, что я мобилизован. Я хотел им сообщить в тот день, когда мы представим нового классного руководителя. Но мы его на данный момент еще не нашли, поэтому о своей ситуации я детям не говорю.
— Каким образом готовитесь к 17 числу?
— Настрой самый адекватный. В первую очередь мне нужно по работе завершить все дела, передать все обязанности. Закончить дела с институтом. А потом заниматься сборами, взять теплую одежду, которая была рекомендована, продукты питания, кнопочный телефон.
Я слышал про сложности с амуницией, но знаю также, что ее должны предоставлять. Так что момент спорный. К решению этой задачи я еще не переходил.
— По вашему тону кажется, что вы за себя особо не волнуетесь. Можете описать свое состояние перед отправкой в войска?
— Я за время работы в школе привык говорить и подавать материал, и сейчас я хочу донести до вас информацию понятно и связано. Состояние мое колеблется, честно говоря. Еще 21 сентября, когда объявили о частичной мобилизации, я уже себя морально настроил. В институте я обучаюсь на «Психологии», поэтому определенную самотерапию для себя провел. Обозначил проблемные и положительные участки — и пришел в состояние полной адекватности и, самое главное, принятия всей этой ситуации. Единственное, что мой настрой сбивает — это реакция близких и родных. Очень она разная.
P.S. По официальной информации правительства Ростовской области, в рамках частичной мобилизации призвано 5 учителей. В региональном Минобразования заявили, что «нагрузка перераспределена на других учителей».