Дороги и транспорт Повышение цены на проезд Экономист разобрал, почему тарифы на проезд выросли в Ростове и еще шести городах

Экономист разобрал, почему тарифы на проезд выросли в Ростове и еще шести городах

За 11 лет стоимость проезда в Ростове поднялась вдвое

Изучили, как росли цены на транспорт

С конца октября в городах Ростовской области начал постепенно дорожать проезд в общественном транспорте. Тарифы выросли или вырастут как минимум в семи городах области — как крупных, так и малых, в том числе и в Ростове.

Начнем со столицы региона — Ростова. С 25 ноября 2023 года проезд за наличные обойдется в 39 рублей. Банковской картой чуть дешевле — 36 рублей. При этом за 11 лет цена за проезд выросла с 15 рублей до 39 рублей — более чем в 2,5 раза.

Что касается городов области, то самый ощутимый рост произошел в Сальске — сперва администрация объявила о повышении цены до 50 рублей. Это на 18 рублей больше, чем было. Повышение оказалось даже сильнее, чем в Ростове, — и это в городе с населением в скромные 100 тысяч человек. Позже власти «смилостивились» и сбросили повышение до 45 рублей. При этом в Сальском районе, по данным на конец 2022 года, на сто тысяч жителей приходилось только 8 автобусов.

В других городах ситуация не лучше. В Донецке и Новочеркасске проезд подорожал на 8 рублей. Платить придется 40 и 35 рублей соответственно. На 5 рублей подорожал проезд и в Таганроге — теперь он обойдется в 35 рублей. В Шахтах и Батайске самый скромный рост, всего на 3 рубля. Но цена теперь там такая же, как и в Новочеркасске и Таганроге, — 35 рублей.

По мнению доктора экономических наук, заведующего кафедрой «финансы и кредит» ЮФУ Олега Свиридова, причина такого роста цены на проезд заключается в том, что ценообразование исходит из затрат, а не реальных возможностей потребителей.

— [Перевозчики утверждают, что] запчасти подорожали, горючка подорожала, зарплату надо больше платить. Они из затрат исходят. А необходимо, чтобы городской транспорт исходил из возможностей [горожан]. Должно быть проведено исследование, сколько люди готовы платить за проезд. А они просто в столбик складывают [свои затраты] и утверждают, что им нужно столько-то. Но это не подход, — считает Свиридов.

Но разбираться с этим вопросом, как считает Свиридов, никто не заинтересован. Более того, в сфере общественного транспорта уже сформировался устойчивый пул компаний, так что ситуация больше похожа на монополистическую.

— При этом требования на маршрутах-то не соблюдаются: машин мало выпускают, температура летом в автобусе высокая без кондиционера, регулярно нарушаются требования. Явно там какие-то махинации, — полагает экономист.

Часто перевозчики, обосновывая рост тарифов, ссылаются на подорожание дизельного топлива, комплектующих и расходников для транспорта, а также на нехватку водителей. Последние уходят на новые территории, поскольку там зарплата куда выше. Свиридов предлагает компенсировать нехватку водителей привлечением людей из соседних регионов — Краснодарского края, Ставрополья, Чечни, Кабардино-Балкарии. И, разумеется, платить им при этом больше, чем в их родных регионах.

— Но это же работать надо, заниматься. А зачем это делать, когда можно просто поднять тариф? — говорит Свиридов.

В итоге за проблемы перевозчиков рассчитываться будет горожанин. А ему деваться некуда.

— Смотрите, у нас 22 рабочих дня в месяц. Человеку нужно попасть на работу — это путь туда и обратно. Это уже 1,8 тысячи рублей в месяц. А если, не дай бог, придется добираться двумя транспортами, с пересадкой? Это уже 3,7 тысячи рублей, — прикидывает Свиридов. — Поэтому люди и ищут работу возле дома. Потому что получается громадная экономика. Даже знаю вузовских преподавателей, которые живут на Западном и работают там же. Они даже в центр города толком не выезжают.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
ТОП 5
Мнение
«Не тянуть грехи прошлого в будущее»: политолог — о первых неделях работы нового донского губернатора
Александра Шевченко
Шеф-редактор 161.RU
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
На месте аксайских рынков построят новый жилой комплекс? Разбираемся
Марина Гаричян
Медиапродюсер и журналист 161.RU
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления