Дороги и транспорт репортаж Сальск — конечная. Как в «степной столице» умирает транспорт и надежды на лучшее

Сальск — конечная. Как в «степной столице» умирает транспорт и надежды на лучшее

Открытые раны города в репортаже 161.RU

Сальчане зачастую вынуждены преодолевать путь пешком или вызывать такси

Сальский район сидит без общественного транспорта: на 100 тысяч жителей осталось всего 8 автобусов. На обещанные губернатором новые машины горожане не надеются — считают, что содержать транспорт будет не на что, запчасти-то импортные. Да и водителей после мобилизации, говорят, поубавилось. Чем живет несправедливо забытый город — репортаж Марины Гаричян.

Особое положение

В Сальск мы приехали 24 ноября. Накануне администрация предупредила, что местная воинская часть в этот день проведет инженерно-саперные учения, поэтому в городе могут быть слышны взрывы. Совпадение показалось даже символичным. Люди в формах разных цветов встретили уже на железнодорожном вокзале. На рельсах стоял военный эшелон, и полиция не пускала прибывших в город: «Распоряжение такое».

Запрет оказался не больше чем формальностью — запасной выход с вокзала был открыт. Военные с эшелона спешили через него вместе с нами, только они по магазинам.

— У нас всего 10 минут! Собираемся здесь потом. Шевелитесь! — кричал своим командир.

Полицейских в центре, казалось, особенно много. Объяснение простое — прямо у вокзала стоят районный и городской отделы МВД. Но остальные сальчане будто массово разъехались в отпуска — город выглядел как утром 1 января. Позже один из собеседников скажет мне: «После мобилизации город заметно опустел».

Военный комиссар Ростовской области Игорь Егоров называл Сальский район в числе мест, откуда мобилизовали больше всего мужчин в регионе. В списке также Азов, Батайск, Шахты, Таганрог, Азовский, Цимлянский, Октябрьский, Миллеровский и Тарасовский районы.

На пути к ближайшей автобусной остановке шеренгой выстроились ларьки буквально со всем, что можно купить. Вырвиглазные вывески и названия вроде «Ц.Р.У.» — «Центр ремонта и услуг» — идут комплектом. Остановка автобусов на улице Пушкина в пяти минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. Здесь начинается маршрут № 1. Три человека смиренно ждут автобус на лавочке.

— Вот должен был приехать в 11:15, но его нет. Теперь, скорее всего, только в 12:00. Бардак! Пенсию получаем копейки, а такси в [микрорайон] Семь ветров 150 рублей стоит.

«Водителей не хватает. Говорят, часть из них на [спецоперацию] отправили. Еще и запчасти импортные, а Запад с Россией сейчас не работает»

Комментируя проблемы Сальска, в Министерстве региональной политики ответили 161.RU: «Рейсы по пригородным и внутригородским маршрутам оптимизированы из-за частичной неисправности транспортных средств, а также после подорожания горюче-смазочных материалов и комплектующих запчастей автобусов».

Обременительные для бюджета маршруты просто снимают. Администрация Сальского района про транспорт на своих ресурсах почти не говорит: ограничивается публикацией расписания маршрутов, которых с каждым годом становится всё меньше. В пресс-службе администрации редакции уточнили, что на район осталось всего восемь единиц транспорта. Это подтвердили в региональном правительстве.

Претензий к работе транспорта было меньше, пока в городе ездили маршрутки, говорит сальчанка Ирина. Но в 2018–2019 года микроавтобусы на линиях полностью заменили большими автобусами. «Сальское ПАТП» тогда получило 22 новенькие машины, ездившие в том числе на газу.

— Поначалу они хоть как-то ходили, а потом стали ломаться, — продолжает Ирина. — Запчасти не российские, поэтому обслуживание этих машин, как я понимаю, оказалось слишком дорогим. Постепенно автобусы сошли на нет. Старикам из района нужно в больницу ездить, но это почти нереально на общественном транспорте. Такси стало очень дорогое: иногда цена до 1000–1200 рублей доходит. Откуда у людей такие деньги на поездку?

Власти соседних муниципалитетов пытались своими силами организовать перевозку пациентов в Сальск. Например, в 2020 и 2021 году за это взялась Центральная больница Орловского района. Закупки на «транспортные услуги по доставке пациентов с места проживания до гемодиализного центра Сальска и обратно» стоили учреждению 486 и 178 тысяч рублей. В 2022 году пациентов в медцентр Орловский район уже не отправлял.

«Летом была настоящая катастрофа: добирались пешком или на своих машинах, реже — на такси. Случился бум в автошколах, народ пошел права получать»

Татьяне Ивановне 71 год. Когда я подошла пообщаться, она ждала на остановке около получаса. В сумке женщина носит бумажку с расписанием. Показывает: первый автобус маршрута № 2 приходит в 08:30, а следующий отправляется только в 11:15. Мол, если с утра на рынок не успел, после обеда ехать смысла уже нет — многие продавцы собираются по домам, а хороший товар раскуплен.

Обращаться в администрацию бесполезно, сетует Татьяна Ивановна. «Главы меняются как перчатки». В 2015-м, вспоминает, обращалась в приемную губернатора Василия Голубева — на месте дороги начали застройку. По словам женщины, через какое-то время приехали пять машин, и серьезные люди спрашивали, зачем она названивает властям.

— Ветеранский проезд у нас был бесплатный. А потом у нас это забрали — вместо льгот дали тысячу в месяц на поездки. Думаю, что ветераны пострадали хорошо. Раньше я могла в Ростов добраться, родственников проведать. Туда-обратно бесплатно получалось. А теперь как… 400 туда и 400 назад — 800 рублей за один раз из этой тысячи надо потратить, — говорит женщина. — Закрыли тут нас.

Оставшиеся сальские автобусы в отличном состоянии. Только горожан это не утешает

В режиме ожидания

«Сальское пассажирское автотранспортное предприятие» работает с 1995 года. Последние 20 лет им непрерывно руководит Борис Горенко. Связаться с опытным управленцем непросто: из ниоткуда возникают всё новые и новые обстоятельства. Всю неделю до поездки нам по телефону рассказывали, что директор «на совещании» — то в Ростове, то где-то еще.

Здание АТП находится на улице Фрунзе. Поблизости — «ритуальные услуги» и почему-то подвешенный на проводах кирпич. Контора предприятия-перевозчика обветшала под стать транспортной системе: на некоторых этажах выбиты стекла. А за воротами стоят новенькие автобусы с гербом Москвы — подарок, время которого всё никак не придет.

Стучу в дверь — на улицу выходит один из сотрудников. Мужчина в камуфляже явно не ждал гостей.

С руководством могу пообщаться?

— Сейчас на обеде. Приходите через час где-то. А вы с каким вопросом?

Транспорта в городе сильно не хватает, хочу причины узнать и обсудить решения.

— Через час подходите, уже должны быть к тому времени.

Заказать такси удается с третьего раза: приложение пишет, что нет свободных машин. От улицы Урицкого, в которую срастается Фрунзе, до переулка Спортивного ехать 9 минут, 4 километра. В салоне над коробкой передач светится мобильный телефон. Фоном у пожилого водителя идет запись эфира политического ток-шоу, в такт спикерам в черных костюмах раскачивается свисающий с зеркала крестик. Поездка обошлась в 190 рублей.

Раньше в городе было два своих оператора такси, но одного из них купил «Яндекс». Другой еще держится, но машину ждать долго. Заказывать ее на определенное время тоже не выход. Вовремя автомобиль, вероятнее всего, не приедет.

В Спортивном переулке — городской парк культуры и отдыха. Центр города, рядом стоит здание администрации. На заборе среди героев отечественных сказок замечаем «диснеевского» Микки Мауса. Аттракционы в хорошем состоянии, есть шахматный клуб и колесо обозрения, но в парке ни души — только у столовой неподалеку курят несколько мужчин.

Из-за деревьев виднеется самолет МиГ-17 на постаменте. Когда-то Сальск был одним из центров подготовки военных летчиков.

— На «МиГе» Гагарин разбился, — слышу голос за спиной. — Раньше аэродром у нас работал, все самолеты и вертолеты могли там садиться. А потом его забросили.

В 1990-х?

— Да, когда всё развалилось.

Самолет стоит у Дома пионеров и школьников. Здесь же, судя по табличкам на фасаде, расположено отделение «Единой России». На стенах сохранилась советская мозаика.

— Парк бросили делать года три назад, — продолжает наш собеседник, работающий в Доме пионеров. Он показывает на три кирпичные арки, которые должны были стать центральным входом. — Видите, в земле прорыты отверстия? Это под столбы освещения сделано. А некоторые столбы там на территории до сих пор замотаны. Даже дорожки не залиты. Никому дела нет.

Первые аттракционы появились в парке еще в 1950-х. Его построили на месте бывшего городского стадиона. На закладку нового парка выходили комсомольцы и пионеры. Изначально вход был платным — на вырученные деньги содержали духовой оркестр. Попытка обновить парк, начавшаяся несколько лет назад, успехом всё никак не увенчается. Музей несбывшихся ожиданий.

Группа школьников на мой вопрос, чем они обычно занимаются после уроков, смеется и жмет плечами. Потом один вспоминает про кинотеатр в районном доме культуры на улице Ленина, другой говорит: «На лавочке можно посидеть». Перспективный районный центр — как непрерывная промзона, из которой тихо испаряется жизнь.

После встречи с представителем АТП проходит уже полтора часа. Возвращаемся. Старый знакомый выходит к воротам на беседу по расписанию, в отличие от здешнего транспорта. Из тамбура за нами теперь наблюдают еще несколько человек.

Приехал директор?

— Сейчас узнаю, — отходит в сторону позвонить. — Он на совещании в Волгодонске.

Прямо с обеда отправился?

— На совещание уехал.

— Запишите мой номер на случай, если директор будет готов с журналистами поговорить. Мы же и вашу позицию хотим передать. А то говорят, что убыточное предприятие…

— Знаете, много чего говорят.

Спустя неделю после визита на предприятие никто так и не перезвонил.

Без иллюзий

Стоимость проезда в автобусах Сальска резко подняли с 1 декабря 2021 года сразу на 9 рублей — с 16 до 25 рублей. Причиной повышения цен, по словам властей, стали убытки перевозчика: по итогам 2020 года ПАТП ушло в минус на 18,8 миллиона.

О критической ситуации с транспортом в Сальском районе губернатору жаловались и в эфире телепрограммы «О главном». В сентябре местные жители заявили, что ПАТП находится на грани банкротства, количество рейсов сократили, а в некоторые населенные пункты автобус ходит лишь три раза в неделю.

— Что касается Сальска, то до конца года это предприятие получит дополнительно порядка 20 автобусов, — ответил тогда губернатор Василий Голубев. — Надеюсь, это позволит восстановить работу в удобном для людей графике, и предприятие несколько изменит доходность своей работы.

В правительстве уточнили, что для Сальска речь идет об автобусах туристического класса. С их помощью чиновники хотят «развивать рентабельные межмуниципальные и туристические маршруты».

— В перспективе заработанные средства планируется направлять на финансовое оздоровление предприятия. Это позволит перевозчику улучшить качество работы общественного транспорта на городских и пригородных маршрутах.

«"Сальское ПАТП" получит автотранспорт после решения всех процедурных вопросов по передаче и оформлению техники»

А пока жителям Сальска от властей остаются только весточки с обещаниями, будущее у синих автобусов на АТП не радужное: зимовать и гнить до тех пор, когда про них не вспомнят.

Горожане грешным делом предполагают, что автобусы, выделенные Сальску, регион решит отправить как помощь Донбассу. Областные чиновники, действительно, периодически заявляют о разных формах поддержки соседей. Сальчане и не против, конечно — только бы ими не жертвовали.

***

В сквере перед домом культуры тихо: сюда 82-летний Виктор Петрович по привычке приходит каждый день.

— Ничего плохого я вам про Сальск не скажу. Всё у нас хорошо. И транспорт ходит прекрасно, и город красивый, — улыбается дедушка, наблюдая за тем, как вокруг ничего не происходит.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем