После репортажа из утопающего в грязи хутора Юдино в редакцию 161.RU обратился Василий Кугут — бывший глава Волошинского сельского поселения, а теперь начальник отдела в администрации Миллерово. Чиновник назвал юдинцев виновниками упадка, хотя признал и незаинтересованность властей в развитии территории.
«Юдинцы недоговаривают вам»
— Я хочу сказать, что местное население вводит многих в заблуждение. Там всё совсем не так. Я ушел оттуда в 2012 году добровольно. До этого с 2008 года был главой Волошинского сельского поселения. На эту территорию мы с моей командой зашли с экспериментом. Хотели понять — можно ли на то финансирование, которое выделяется, сделать жизнь таких территорий лучше. Можно.
В 2008–2012 годах Волошинское поселение из самого нищего и захолустного стало самым инновационным и прогрессивным в Ростовской области. В него входит шесть хуторов и сел. К примеру, в селе Генеральское, что рядом, мы создали первое территориальное общественное самоуправление (ТОС) в области. И все населенные пункты находились в равных условиях. В Генеральском все сохранилось, и там ТОС управляет водопроводами, занимается инфраструктурой, а в Юдино не делается ничего.
В 2009 году я лично им установил новые уличные [светильники] кобры, протянул новые провода уличного освещения. И это было первое в Ростовской области светодиодное освещение — самое современное, с датчиками движения. Они вам этого не сказали.
Вот эти вот Погосяны, которые выступали в вашем репортаже, — я лично их и в милицию таскал, и протоколы писал, потому что расстреливали лампочки из рогаток.
Что касается уличного освещения. В федеральном законе № 131 обязанностей и полномочий органов местного самоуправления в уличном освещении нет. В законе об энергоснабжении тоже. <...> Говорил депутатам Заксобрания, чтобы вышли с инициативой от области, внесли изменения в законы и в конце концов определили, в чьи полномочия входит организация уличного освещения. А то у нас линии и столбы — это «Донэнерго», а фонарь почему-то должен быть мой.
Детская площадка, которую жильцы показали, — это просто ужас. В то время у нас было соглашение с жителями, что администрация поселения покупает аттракционы, а они содержат. Я их купил во все шесть населенных пунктов. Даже в Ивановке стояли. Мы участвовали в конкурсе на лучшее поселение Ростовской области.
Через год после этого, когда приехал в Юдино, там трава стояла выше этих каруселей. Тогда на этой площадке играли как раз родители тех детей, за которых сейчас жалуются в Юдино. Это они сломали и разграбили эту площадку. А те люди, которые площадку сделали, у них дети просто выросли — им это стало не нужно.
В каком виде находилось кладбище, даже вспоминать страшно. Люди, чтобы похоронить родственника, рубили в терне дорожки, для того чтобы можно было гроб пронести. Мы организовывали субботники — со всего хутора Юдино выходили на субботник в основном старики. Молодежи и вот этих глашатаев, которые недавно выступали, ни одного не было на кладбище. И когда им говорил, что, мол, давайте по 10 рублей скинемся, надо поставить ограждение на кладбище, то они на сходе граждан стояли и говорили: «Кугут, а ты не подавишься нашими 10 рублями?»
На что я отвечал, что живу в Миллерово и родственники у меня там, мне наплевать на ваше кладбище, но это вы к крестам своих могил привязываете своих коров. Вы не чтите ни живых, ни мертвых.
Мы всё равно всё убрали, сделали ограждение. Они об этом сейчас не говорят.
«Дороги там были, а вот во что они превратились — вопрос»
— Я все дороги им отсыпал, все. Сделал асфальтовую дорогу на улице Космонавтов. Если я вам расскажу, как мы ее там делали, то не поверите, что так можно.
Если вы спросите у жителей, что вам говорил Кугут, то они скажут, что у него было желание букву «Ю» из названия хутора убрать и «ИУ» добавить, чтобы было ИУдино.
Возмущаются больше ростовчане, которые туда приезжают. Я вам могу назвать фамилии, дома, жильцов, которых заставлял дергать рукой коноплю вокруг их дворов. Сами же юдинцы разграбили и дом культуры, который показан в репортаже.
Вот как такое может быть? Туда же не приехали иноземцы. Там не было боевых действий. В 2012 году у них всё было хорошо. Как они дошли до жизни такой?
Да, там действительно всю жизнь ездили эти нефтяники. И это было первое поселение, где были платные дороги. Когда в Юдино поворачиваешь из Ростова, то влево идет Генеральское, а там до сих пор висит желтый знак, и в Волошино такой висит, и в Курлаках. Там написано: «Въезд грузового транспорта запрещен без спецпропусков». И вы удивитесь, но на табличке внизу до сих пор висит мой номер телефона, и мне до сих пор звонят. Это работало. Почему оно в Генеральском работает, а в Юдино — нет?
Кто должен помочь юдинцам?
Самое уникальное, что по Волошинскому поселению есть генплан, который мы сделали сами. С 2012-го по 2014 год у нас шли суды с правительством области по генплану. Мы только через суд его согласовали. В Глинках, к примеру, маленькое село, но там же нет такой разрухи, как в Юдино. Почему? Хотя там даже газа нет, но по инфраструктуре нормально.
В Юдино люди такие… В свое время они жаловались, что не могут ездить в больницу, что детям негде развиваться. У меня в одном хуторе в Доме культуры два мальчика и девочка занимались, еще в одном также. В Волошино есть музыкальная школа. Мы купили «Газель». Для чего? Вечером приходила машина по всем селам, собирала детей и привозила в Волошино, чтобы они занимались.
В дневное время у меня было согласовано время приема врачами Родионо-Несветайской ЦРБ для жителей хуторов Юдино и Волошино.
Моя «Газель» за счет администрации приходила в село и возила людей в больницу. Я их возил так месяц. Всё, потому что никто туда не ездил. Как только им это дали, то сразу стало ненужным.
Когда уходил, то обещал построить детский садик. И я его построил в селе Генеральское. Но он не работает, потому что туда никто детей водить не хочет. Их просто нет. При Домах культуры и при школах есть группы дневного пребывания — бесплатные. А почему они их туда не водят? Потому что у многих уровень квалификации и образованности не позволяет работать на хорошо оплачиваемой работе. Если они начнут возить детей в детский садик даже в Волошинское или Генеральское, то что они будут зарабатывать на своих работах, то плюс 600 или 800 рублей за садик им смысла нет водить. Они будут работать только на это. Поэтому они их туда не возят.
Вторая проблема — если все те, кто имеет хороший доход, уедут на работу в Ростов и повезут детей в наш детский сад, то до шести вечера они просто не будут успевать забирать их из Генеральского.
Бюрократические коллизии или чиновничья халатность
— Чтобы эти вещи делать [и развивать поселение], нужны высококвалифицированные сотрудники, обладающие нормальным уровнем образования. Их просто нет. У тебя может быть желание, могут быть деньги, но если у тебя это некому делать, ты ничего не сделаешь. На это учатся. Это специальное образование — муниципальное право и муниципальное образование. Это отдельная ветвь права, в котором путаются и прокуроры, и юристы.
Вот так в Юдино и получилось — капитализм какой-то с социалистическим лицом. Я не пойму, куда мы катимся. Я всегда всё высказывал, то, что думаю, — и начальнику управления по работе с муниципалитетами в правительстве области, и всем остальным. Вот когда мы всё это перевернем в нормальную сферу, тогда у нас с вами таких проблем не будет. Поэтому в Юдино не всё так просто и не всё так однозначно.
Такая позиция приведет к краху и разрухе. Но чудес не бывает. Мне очень жаль, что разруха у нас у многих в головах.