Государственная дума в 2015 году планирует принять закон по укреплению платежной дисциплины потребителей энергоресурсов. Недавно законопроект был утвержден в первом чтении. За разъяснениями и комментариями мы обратились к заместителю генерального директора по правовым вопросам ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго» Алексею Верозубову.
– Алексей Владимирович, с чем связаны планируемые изменения в законодательстве? Население в основном платит исправно, нет ли здесь попытки со стороны естественных монополистов решить собственные проблемы за счет рядовых граждан?
– Прежде всего, и я хочу это подчеркнуть, большинство наших клиентов – физических лиц – законопослушные ответственные люди. Но проблемы с неплатежами есть, от них никуда не деться. Для примера, давайте посмотрим на ситуацию в Ростовской области. Просроченная дебиторская задолженность физлиц на начало текущего года составила порядка 325 млн рублей. Аналогичный показатель по управляющим компаниям, ТСЖ, ЖСК, СНТ и ДНТ – свыше 950 млн рублей. Цифры говорят сами за себя. И это данные только по нашему региону. В общероссийском масштабе положение с финансовой дисциплиной еще более сложное. Так что не стоит лукавить. Добросовестные потребители лишь выиграют от наведения порядка. По сути, именно они зачастую расплачиваются за «подвиги» злостных неплательщиков.
– Но, ведь многие перечисляют денежные средства тем же самым управляющим компаниям, и то, что платежи не доходят до вас, не является проблемами потребителей.
– Это распространенное, но в корне ошибочное мнение. Каждый коммунальный ресурс должен быть оплачен. Таковы требования действующего российского законодательства. Если вы перечислили деньги управляющей компании за свет, а она на них купила очередную машину или выплатила премию руководству, то это ваша задача внимательно отслеживать работу горе-управленцев. Считаете, что управляющая компания не работает? Отказывайтесь от ее услуг, подавайте в суд, заключайте прямой договор энергоснабжения. Все в ваших руках, это ваш дом, и вы в нем хозяева. Добавлю, что мы, со своей стороны, ведем последовательную борьбу с управляющими компаниями-неплательщиками. Привлекаем к ответственности (вплоть до уголовной) их руководителей и учредителей.
– Возвращаясь к думскому законопроекту, в чем его основная суть?
– Закон пока не принят, возможны определенные корректировки и дополнения. Но я уверен, что его базовые принципы останутся неизменными. Неплательщики должны и будут нести ответственность гораздо большую, чем сегодня. Так, штраф за несвоевременную или неполную оплату увеличится почти в два раза. Предусматриваются и другие жесткие меры в отношении должников.
– Что произойдет после принятия закона? Вы думаете, что неплательщики раскаются и тут же начнут погашать долги?
– Естественно, мгновенных перемен не будет. Но дело же не только в одном этом законе. Необходимо понимать, что он является важным (но не единственным) элементом комплексной программы по борьбе с нарушениями платежной дисциплины в сфере ЖКХ. Уже очень скоро жизнь скорректирует психологию и отношение потребителей к собственным долгам. Они станут гораздо более ответственно воспринимать обязанности по оплате коммунальных услуг.
Еще совсем недавно многие считали себя в праве использовать свет или газ и не платить за это годами. Мол, куда торопиться, подождут, когда-нибудь рассчитаемся. Вот с этими, извините за резкость, паразитическими подходами больше никто мириться не будет. Например, совсем недавно в Волгодонске по решению суда за большой долг по услугам ЖКХ впервые в России был выселен злостный неплательщик. А с 1 марта текущего года в кредитной истории российских заемщиков начала фиксироваться информация о неисполненных в десятидневный срок решениях суда по внесению платы за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги связи. Соответствующие поправки внесены в Федеральный закон «О кредитных историях». Создана база данных злостных неплательщиков, им будет затруднен доступ к получению кредитов, в том числе ипотечных.
– Не секрет, что коммунальные расходы растут, ситуация в экономике непростая. Как можно оптимизировать затраты на электричество?
– Крайне важно, чтобы в доме не было фактов бездоговорного или неучтенного потребления энергии. Ведь иногда находятся «оборотистые» товарищи, которые с помощью разных ухищрений незаконно пользуются электричеством. При этом они отлично себя чувствуют, а общедомовые нужды (ОДН) платят за их художества остальные жильцы. И чтобы этого не происходило, жильцам необходимо создавать инициативные группы, которые будут контролировать ситуацию. Как я уже говорил, в своем доме вы хозяева, значит, надо следить за тем, чтобы вовремя передавались показания счетчиков, все квартиры были оборудованы приборами учета, присутствовал общедомовой счетчик. Если в доме помимо жилых помещений есть какие-либо арендаторы, нельзя допускать, чтобы их расход энергии включался в ваш общий.
Желательно установить в местах общего пользования энергосберегающие лампы, автоматические датчики включения света. И, конечно же, самое главное – вовремя рассчитываться за потребленный энергоресурс. Вспоминая знаменитые слова, при всем богатстве выбора другой альтернативы нет.
– Подводя итоги, все же чего ждать от изменений в законодательстве, регулирующем платежную дисциплину?
– Повторюсь еще раз. Для большинства наших клиентов – тех, кто платит вовремя и в полном объеме, все останется по-прежнему. А вот должникам, особенно злостным, не светит ничего хорошего. Их ожидают одни большие неприятности. Долги придется возвращать в полном объеме, при этом с ощутимыми финансовыми, моральными и репутационными издержками.
Фото: Фото предоставлено ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго»