Пока Ростов сложно назвать городом-садом. Огромное количество автомобилей, «зубья» точечной застройки, редкая растительность – все это делает нашу среду проживания некомфортной. Как нужно изменить донскую столицу, чтобы в ней было легко дышать, Dom.161.ru попросил рассказать руководителя дирекции развития ростовского Ботанического сада Александра Водяника.
– Александр Рифатович, центр Ростова превратился в огромную парковку. Горожане, отправляясь на рабочие места, оставляют машины во дворах, возле обочин. Специалисты советуют прятать автомобили под землю. Как вы относитесь к этой идее?
– Ростов сегодня перенасыщен автомобилями. Сегодняшний центр города рассчитан на то количество машин, которое у нас было несколько десятилетий назад. Поэтому механическим удалением автомобилей под землю мы уже ситуацию не исправим. Не станут выходом и подземные парковки. Например, строя бизнес-центр «Купеческий двор», застройщик предусмотрел подземную парковку. Итог мы с вами видим – ею почти никто не пользуется, все посетители здания паркуются по улице Социалистической. Выход я вижу в переносе центра Ростова за пределы города. Сейчас обсуждается несколько вариантов: во-первых, это левый берег Дона, где будет сформирован спортивно-рекреационный кластер, во-вторых, это бывший мусоросжигательный завод в районе зоопарка. К таким же мыслям сейчас приходят и специалисты Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, решить проблему помогут и платные парковки. Это вынужденная мера, но она необходима для того, чтобы снизить огромное число автомобилей в центре донской столицы.
– Каким же должен стать комфортный город?
– Комфортная среда в городах складывается из трех составляющих. Во-первых, это идеи экоурбанистики, которые позволяют муниципалитету конкурировать в глобальном пространстве. Во-вторых, наличие активных городских сообществ – инициаторов изменений, улучшающих состояние среды. И третье, важное условие – приток инвестиций на развитие территории, как частных, так и из городской казны. Очень актуальной мне кажется концепция «третьей природы» – парки вместо промышленности, здания с зелеными крышами, использование дождевой воды. То есть речь идет о среде со зримым приоритетом природы. Это путь от транспортно агрессивных – к экологически сбалансированным, пешеходно-велосипедным приоритетам среды. Любой мегаполис должен создавать парковые зоны. В Ростове же их очень мало.
– Зеленый город для ростовчан пока остается только мечтой. Хотя осенью мэрия донской столицы сообщала, что у нас вполне достаточно зеленых насаждений. Это так?
– Я полагаю, что в таких заявлениях есть доля лукавства. Мэрия подсчитала вместе зеленые общественные насаждения и городские леса, вот и получились нужные цифры. «Выяснилось», что зеленых насаждений у нас в 2,5 раза больше нормы. А ведь для лесов и для насаждений, находящихся в самом городе, существуют отдельные нормы. У нас же озелененные территории занимают площадь 7,73 тысяч га, из которых городские леса – 3,44 тысяч га (при норме 27,4 тысяч га), объекты общего пользования (скверы, парки, улицы) – 4,29 тысяч га (при норме 1,75 тысяч га). Дело в том, что городские леса находятся ближе к периферии, это «легкие» города. Они должны защищать Ростов от ветра и пыли. При правильном планировании от городских лесов должны отходить отростки, «щупальца» общественных насаждений. Чтобы по городу можно было пройти из одного зеленого «оазиса» в другой. Например, из леса выйти в парк, из парка – в сквер. Так было в ЗЖМ в 60-е годы. Сейчас город этим похвастаться не может: Темерник «лысый», центр донской столицы, вообще обходится без зеленых насаждений. Получается, что в мэрии просто высчитали число зеленых пятен на карте города и сказали: «О, ребята, отлично, у нас много зелени». Это непрофессионализм.
– Александр Рифатович, но ведь во время субботников в прошлом году было высажено много новых деревьев. Они не изменили ситуацию?
– Субботники у нас, как и в советские времена, проходят по принципу запуска ракет: запустили и забыли. Сколько из посаженных деревьев выживут? Существует норма выживаемости деревьев, так вот около 80% посаженных растений, за которыми в дальнейшем не ухаживают, погибнут. Отчитались, что высадили в Ростове пять тысяч деревьев – это значит, грубо говоря, сообщили о том, сколько стволов воткнули в землю. Одна только посадка деревьев проблему не решит, за ними нужен профессиональный уход. Немалый удар по зеленым насаждениям наносит и точечное строительство в Ростове. «Вставные зубы» новостроек отнимают места у зеленых насаждений, они попросту исключают возможность посадки деревьев. Кроме того, к каждому новому дому нужно провести коммуникации. А это тоже повод для вырубки, выкорчевывания деревьев, которых и так катастрофически мало.
– Как вы считаете, могут ли сами ростовчане в лучшую строну повлиять на озеленение городской среды? Может быть, им следует высаживать больше деревьев на общедомовых территориях?
– Я вам скажу так: двор должен быть таким, каким его хотят видеть жители. Проблема в том, что в основном ростовчане ничего не хотят, им все равно, как выглядит их двор. Старожилы еще помнят старые ростовские дворы 60-70-х годов прошлого столетия. Тогда прямо во дворе накрывали столы, все жители общались, решали общедомовые вопросы. Была «движуха», активные сообщества, которые решали, что вот здесь у нас будет фруктовый сад, там – гаражи, а тут – детская площадка. Сейчас такие сообщества практически отсутствуют. Исключение составляют разве что дворы на Военведе, где еще встречаются неравнодушные и инициативные жильцы. Я лично видел и двор на ЗЖМ, где жители активно решают общие вопросы: планируют расположение и оснащение детской площадки, парковки и т. д. Собрались, договорились, решили свои проблемы. Я сам живу в доме, где работает прекрасное ТСЖ. Жильцам интересно общаться друг с другом, интересно вместе делать свою жизнь лучше. А город, конечно, может и должен помогать. Например, положить асфальт, приобрести детскую площадку. Это мировая политика. Но без инициативы самих жильцов ничего не получится.
Фото: Фото из соцсетей