В городах все меньше остается места для застройки и для жизни. Для Ростова эта проблема особенно актуальна как для самого небольшого по площади российского города-миллионника. Местные эксперты считают, что вполне возможно убрать все парковки под землю, сделав дворы парковыми зонами. И, по словам застройщиков, подземные парковки пользуются все большей популярностью. Но стоимость машиноместа может достигать полутора миллионов рублей и более.
Перспективы подземной урбанистики
За границей около четверти вводимых объектов расположены под землей. Как правило, это паковки и общественные зоны. По этому показателю лидирует Канада. Например, в Монреале построено около 12 млн квадратных метров подземных сооружений, в Торонто – примерно шесть млн «квадратов».
«В России для масштабного и действительно комплексного подземного строительства условий пока нет, – считает PR-менеджер компании «Магистрат» Анна Савушкина. – Налицо практически полное отсутствие необходимой нормативной базы, устаревшая система градостроительного нормирования, недостаток информации об уже существующих подземных сооружениях, а главное – полное нивелирование роли подземной урбанистики в современной градостроительной политике. Причина нашего отставания в сфере освоения подземелий, безусловно, и в том, что данный вид строительства довольно затратен. Уход под землю даже на один этаж приводит к удорожанию проекта в среднем на 10%».
По ее мнению, на Западе лозунг «Город для людей, а не для автомобилей» становится все более популярен. Но есть новаторы и в нашем отечестве. Например, в Москве существует жилой район «Садовые Кварталы» компании «Интеко», который занимает около 11 га. Общий объем площадей комплекса составляет около 450 тысяч квадратных метров. Примерно треть из них будут подземными.
«Основная идея концепции «Садовых Кварталов» – никаких автомобилей на территории. Все трассы и несколько паркингов разместятся под землей. Там же найдут свое место зоны разгрузки торговых и сервисных учреждений комплекса, а также просторные кладовые.
За счет того, что все техническое содержимое района, включая автомобили и коммуникации, будет убрано с поверхности участка, на нем найдется место для просторных общественных пространств и даже для искусственного пруда. А более половины территории комплекса займет парковая зона», – поясняет Анна Савушкина.
Дворы и подземелья
Примерно такими хотел бы видеть ростовские дворы и руководитель дирекции развития Ботанического сада Александр Водяник. На региональных семинарах по благоустройству он предлагает идеи превращения традиционных спально-парковочных городских зон в селитебно-парковые. Это предполагает бестранспортные дворы, для автомобилей предусмотрены подземные парковки.
И хотя о полностью бестранспортных дворах речи пока в донской столице не идет, представители застройщиков сообщают, что ростовчане, покупая квартиру, все чаще задумываются и о приобретении парковочного места. Как сообщили представители группы компаний «СВА», в ЖК «Зеленый квартал» продано уже около 50% машиномест в подземной парковке. И интерес ростовчан к ним не ослабевает. В ЖК «Европейский» продажи квартир стартуют только в марте, но потенциальные покупатели уже активно проявляют интерес к приобретению машиномест.
Надо отметить, что наличие подземных парковок становится необходимым условием для существования любого жилого комплекса в Ростове.
«Проблема парковок – одна из самых актуальных в Ростове, – считает директор по маркетингу группы компаний «Жилстрой» Анна Шнайдер. – Поэтому свои жилые комплексы мы обязательно оснащаем подземными парковками. Например, в строящемся сейчас ЖК Рябинина предполагается 243 квартиры и 196 парковочных мест, не считая гостевых парковок во дворе. То есть это 81% удовлетворенности парковочными местами. Судя по моему анализу, это достаточно высокий процент удовлетворенности, тем более для спального района».
По данным Анны Шнайдер, удовлетворенность парковочными местами в ростовских новостройках колеблется от 10 до 165%.
Топ-5 самых оснащенных парковками новостроек Ростова
Миллион за место под землей
Цены на «подземелья» разные. Если, например, в еще не сданном ЖК «Европейский» машиноместо стоит около 400 тысяч рублей, то в новых домах в центре города его цена может достигать 1-1,5 млн рублей.
Для иллюстрации возьмем несколько объявлений из базы Dom.161.ru. Так, на улице Пушкинской продается элитный двухуровневый пентхаус за 13 млн рублей. Дополнительно будущему владельцу предлагают приобрести парковочное место за 1,5 млн рублей.
Вместе с трехкомнатной квартирой в кирпичной двацатиэтажке в районе Кировского/Малюгиной также предлагают купить парковочное место. Если жилье стоит 6,5 млн рублей, то «поселить» машину обойдется в еще один дополнительный миллион.
Фото: Фото из открытых источников и предоставлено компанией «Магистрат»