Город Реймс находится примерно в 150 километрах от Парижа, в регионе Шампань. В его величественном соборе на протяжении десяти столетий короновали французских королей. Именно сюда Этьен привез русскую невесту, красавицу Анну. После свадьбы новая семья разделила напополам все проблемы по укоренению на французской почве. Все оказалось непросто и не так романтично, вопреки стереотипным представлениям о Франции. Но Анна с ее трезвым взглядом на жизнь была к этому готова.
Знакомство и свадьба
Этьен встретил Аню на далеком южном курорте и влюбился с первого взгляда. После переписки он приехал за девушкой своей мечты в Россию, познакомился с ее семьей. Молодая пара встала перед выбором – где жить. Решили, что поедут на родину Этьена. Для Анны это был шаг не из простых – пришлось учить новый язык, смириться с девальвацией диплома юриста, бросить интересную работу в киностудии, к которой она прикипела душой. Спустя полтора года после этих событий Аня рассказала нашему корреспонденту, как изменилась ее жизнь, и мы смогли посмотреть на Францию ее глазами.
«У нас не было пышной свадьбы, мы скромно расписались в мэрии. Вообще, хотели сделать праздник на двоих, но во Франции без свидетелей нельзя заключить брак. Мы позвали двух друзей Этьена, его родителей, брата. Потом все собрались у нас дома за праздничным столом. Затем вдвоем гуляли по городу, пригласили фотографа запечатлеть прогулку. Венчание, пышное празднование мы оставили на будущее, когда накопим денег. В этом вопросе, как и в остальных, мы решили рассчитывать только на себя: не хотим быть обузой для родителей».
Квартирный вопрос
Что почем в Реймсе
Курс валюты: 1 евро – 40,42 рубля;
Топливо: бензин (АИ-95) 1 л – 1,70 евро;
Пособие по безработице – минимум 300 евро;
Прогрессивная шкала подоходного налога (вычисляется средний доход на семью):
до 5 963 евро в год: налоговая ставка 0%;
от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5%;
от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14%;
от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%;
от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41%;
свыше 150 000 евро в год: налоговая ставка 45%;
телефонная связь: от 25 евро в месяц;
есть удобные абонементы: мобильный+Интернет+150 каналов телевидения + городской телефон – 60 евро в месяц. Звонки в Россию и по Европе – бесплатные;
проезд на ж/д «Реймс-Париж» – 560 евро по абонементу, «Реймс – Ницца» – 200 евро с человека в один конец;
парковка в центре – 12 евро в день;
велосипед – новый – 350 евро, подержанный, но хороший – 60 евро;
хорошее вино – от полутора евро бутылка;
курица, 1 шт. – 8-9 евро;
капуста – 2,5 евро за кочан;
один (!) огурец – 1,19 евро.«Мне надо было учить язык, поэтому решили поменять город жительства. До этого Этьен жил в Шарлевиль-Мезьерезе. Этот маленький город широко известен своим фестивалем марионеток, но здесь не очень много возможностей для обучения эмигранта. Переехали в Реймс, который с его населением в 200 тысяч считается крупным городом. Рассматривали и Париж, который привлекает меня до сих пор – город динамичный, полный возможностей для учебы, работы, досуга, но все же он чрезвычайно дорогой.
Квартиру мы нашли еще до вылета в Реймс, в России. Просто зашли на сайт Leboncoin.fr. Это крупнейший информобменник, через который можно купить, продать или арендовать буквально все. Риелторские услуги здесь непопулярны, если требуется снять жилье. Все пользуются Интернетом, частными объявлениями. Быстро и недорого. Когда у нас сломался велосипед, мы буквально за два часа нашли почти новый за 350 евро.
Двухкомнатную квартиру (французы считают только спальни, гостиная не в счет) в центре города, рядом с парком мы снимаем всего за 450 евро в месяц, плюс коммунальные услуги, газ – всего что-то около 500 евро. У нас есть даже отдельная кухня. По сравнению с российскими ценами это недорого».
Учеба и работа
«Я изучала право, и мое образование юриста – одно из немногих, которое полностью не годится за рубежом. Рассматриваю перспективы обучения в Реймском университете, к примеру, на факультете менеджмента. Но тут встает вопрос выбора – карьера или семья, ребенок. Тем более диплом с высшим образованием (от двух до пяти лет) совершенно не дает тебе гарантию, что ты устроишься на работу по профессии.
Вообще, с работой здесь напряженно. Люди с высшим образованием зачастую рады устроиться в закусочную. Мне повезло найти работу на ресепшене в отеле. Друзья посоветовали пройти курсы при центре занятости, и я прошла стажировку в одном уютном семейном отеле. Его хозяева порекомендовали меня на вакантную должность в другой отель, в котором я работаю сейчас. Это тридцать минут от дома. Зарплата минимальная, примерно 1100 евро, но это большое подспорье нашей семье.
Этьен работает на металлургическом заводе менеджером производственной группы, получает в среднем 1600 евро. Нам хватает на аренду жилья, пропитание, одежду, досуг, можем даже откладывать. Вообще же, сегодня средний класс лишен стимула работать больше, чем минимальные 35 часов в неделю. Все экстра-доходы и годовая итоговая сумма облагаются большим налогом, который обнуляет все усилия по подработке. Эти налоги перераспределяются в пользу безработных, которые получают от 300 до 500 евро в месяц, не считая бесплатной квартиры и медстраховки. С приходом к власти социалиста Франсуа Олланда все еще больше стали говорить о социальной несправедливости и царящей безнадежности».
Центры занятости и вопрос ипотеки
«Центры занятости делятся на государственные и частные. На сайте госцентра есть не только вакансии. Ты должен вносить сюда информацию о том, сколько ты проработал за месяц. По этой же информации начисляется пособие по безработице. Я буду иметь шанс на пособие, если отработаю шесть месяцев. Я не собираюсь увольняться, наоборот, надеюсь в будущем на заключение бессрочного контракта.
В этом году Этьену предложили бессрочный контракт, «СДД», с которым гражданин Франции может позволить себе взять в банке ипотеку. Вообще же здесь больше распространены срочные контракты, «СДИ», например, у меня он до февраля. Есть контракты на неделю, на две. Организации не выгодно давать гарантии своим работникам: в случае увольнения они не должны будут платить компенсацию. Бессрочные контракты заключают только с теми, в ком по-настоящему заинтересованы».
Вкус Франции
«Я могу сказать, какие продукты ушли из моего меню. Здесь нет творога и кефира. Мне говорили, что русские варят творог, но я еще не соскучилась по продукту до такой степени. Этьену в России понравились сырники, и я решила повторить блюдо с местной творожной пастой – бесполезно.
То, что в России является деликатесом, во Франции обыденные продукты, и наоборот. Хорошее вино, различные сорта сыров, морепродукты – все доступно. Зато непривычно дорогие овощи, капуста, огурцы, курица». В кафе мы ходим по особым случаям, хотя там недорого по сравнению с российскими заведениями. Странно, что фастфуд-кафе на этом фоне не уступают в цене ресторанам. Вообще, здесь по выходным, а в будние дни после восьми вечера закрыто все, даже продуктовые магазины. Несмотря на наличие туристов. Для меня это было шоком. По воскресеньям люди ходят друг другу в гости, играют в футбол, гуляют в парке, а чтобы организовать пикник, нужно заранее закупить продукты.
В кинотеатрах бывают дикие очереди, и все билеты стоят по 10 евро, к тому же без мест: какое занял, такое и твое. Поэтому комфортнее иногда просто скачать фильмы в Сети, они там появляются в хорошем качестве, зачастую опережая премьеры».
Досуг и шопинг
«Русской диаспоры не встречала, «наши» рассредоточены среди французов. Говорят, здесь что-то около 400 семей, что довольно много для небольшого Реймса. Лично я общаюсь с девушкой, которую встретила на языковых курсах. Ностальгия по родине пока не просыпается, жизнь протекает очень насыщенно. Смотрю три русских канала по телевидению, это помогает ощущать причастность к отечественным событиям. Часто общаюсь с родными по телефону.
Сотовая связь мне кажется здесь дорогой, Этьен, к примеру, пользуется самым бюджетным абонементом, 25 евро, который быстро заканчивается, и приходится оплачивать всегда сверх этой суммы. При этом люди часто вынуждены приобретать месячные абонементы вместе с телефоном, поэтому у всех самые последние модели.
Одежда, обувь здесь качественная у всех. Я, привыкнув к российскому уровню цен, покупаю в сезон распродаж вещи хороших брендов, при этом они мне кажутся феноменально дешевыми. На днях купила пальто за 30 евро вместо 100. Брюки – за 24 евро вместо 120, обувь – всего за 50 евро. Здесь даже бомжи, клошары, хорошо одеваются. А парикмахерские! Услуга салона «Жак Дессанж» в Москве – 6-7 тысяч рублей за стрижку, здесь – всего 40 евро. При этом французы предпочитают пользоваться более дешевыми услугами».
Транспорт и путешествия
«Мы можем позволить себе покупку автомобиля, приличный подержанный обойдется всего в 1000 евро. Но бензин – дорогой, а парковки платные и к тому же забитые. Не могу позволить себе тратить всю зарплату на стоянку, добираюсь до работы на автобусе. Острой необходимости в личном транспорте у нас нет – живем в центре, магазин с продуктами рядом. Наверное, в дальнейшем все же приобретем авто – ездить к родителям Этьена в другой город, путешествовать по Европе. Железнодорожное сообщение здесь фактически недоступно, сравнимо с самолетами. Доступный формат отдыха – если ехать, к примеру, на Лазурный берег с друзьями на автомобиле и вместе снимать домик за 800 евро в неделю. А если планировать отдых вдвоем, то из-за внутренней дороговизны билетов мы предпочитаем улететь на другой континент, чем в ту же Ниццу.
Я не понимаю девушек, которые рвутся замуж за границу. Интересно, какой им представляется их жизнь? Здесь – не рай, здесь просто другая страна. Очаровательная, странная, а часто суровая и жесткая. Что мне здесь нравится однозначно – то, что люди воспринимают друг друга такими, какие они есть. Я не ощущаю к себе особого отношения из-за того, что приехала из другой страны. Может быть, конечно, что это лишает человека социальной мотивации к развитию, не стимулирует на «борьбу за место под солнцем», но дает ощущение душевного комфорта.
У меня был период, когда я рвалась обратно. Уж в Москве-то я найду работу, рыдала я. Но это был просто душевный порыв. Мы взвесили все «за» и «против». То, что является минимумом во Франции, в России за такой же период вряд ли достигнешь самостоятельно, без помощи родителей. Увы, такова жизнь».