С 1 сентября нам предстоит снова «взбодриться» – грядет очередное, второе в этом году повышение тарифов на услуги ЖКХ. Наверное, положительных эмоций эта «необходимость» не вызывает ни у кого. Но чиновники убеждают нас, что повышение тарифов – в наших интересах.
Соотношение цена – качество
«Конечно, качество услуг должно повышаться, а цена – понижаться, – абсолютно справедливо заметил заместитель директора департамента ЖКХ Ростова Олег Заруба. – Но все мы понимаем, что в связи с преобразованиями в сфере ЖКХ, цены на услуги будут расти еще длительный период. Мы все заинтересованы в том, чтобы качество услуг повышалось быстрее, чем цены. Тогда потребитель будет воспринимать этот процесс как справедливый».
Пока же потребитель относится к «этому процессу» недоброжелательно.
Согласно опросу, проведенному фондом «Общественное мнение», жители нашей страны убеждены, что с ростом тарифов качество коммунальных услуг останется прежним, так считают 89% опрошенных. А 18% респондентов и вовсе уверены, что тарифы ЖКХ повышают исключительно в целях наживы.
Выход из данной ситуации Олег Заруба видит в постоянном разъяснении потребителям «зачем и почему», особенно актуально это в свете принятия новых Правил предоставления коммунальных услуг, которые вступают в силу тоже с 1 сентября: «Потребитель получит новый счет-квитанцию и у него наступит ступор. Поэтому все требует разъяснений. Например, ресурсоснабжающие организации должны сделать предельно ясным порядок начисления за общедомовые нужды. Он должен быть понятен потребителю, чтобы потребитель расстался с деньгами с тихой радостью. Ведь он знает, что эти расходы произошли для него: лифт работает нормально и ни разу не застрял, электроэнергия была затрачена на насос – это же нам всем надо. Житель должен понимать, что, во-первых, затраты отвечают его нуждам, и, во-вторых, они не чрезмерны».
Поставил счетчик – платишь меньше?
«Получается, что тот, кто платит за себя честно, еще платит и за тех, кто потребляет в обход счетчиков, то есть ворует. ТСЖ ежемесячно вычисляет разницу между суммой показаний квартирных счетчиков и общедомового, потом разбрасывает ее на всех, причем не пропорционально доли моей собственности в доме, а в зависимости от величины потребленных мною ресурсов за месяц. Почему я должен платить за чужого дядю?!» – жалуется ростовчанин Николай Панин.
«Да, общедомовой прибор учета – это палка о двух концах, – согласен заместитель директора департамента ЖКХ, – которая может больно ударить по добросовестным потребителям в тех домах, где у соседей процветает воровство энергии, а управляющая организация не справляется со своими обязанностями по рациональному расходованию ресурсов, не выявляет и не устраняет несанкционированные подключения и тому подобное. В этих случаях органы местного самоуправления должны принимать меры по замене управляющей компании и организации правильного содержания, текущего и капитального ремонта многоквартирного дома».
Словом, жалуйтесь в местную администрацию. Управляющая компания или ТСЖ умывать руки в этой ситуации не должны.
Но, по словам Олега Зарубы, отказ дома устанавливать общедомовой счетчик – во-первых, нарушение закона, во-вторых, «чистой воды мазохизм»: «Единственный путь сдерживания платы граждан за коммунальные услуги – это прибор учета. Общедомовой счетчик – как градусник, он дает возможность понять – болен дом или здоров. А вот «больной», который отказывается ставить этот «градусник» лишает себя возможности «выздороветь», лишает свой дом перспективы стать богатым, здоровым и счастливым».
Скоро вся информация о потребленных услугах будет у нас как на ладони. Сейчас на согласовании у правительства РФ находится закон о государственной информационной системе ЖКХ. Если проект осуществится, каждый из нас, заглянув в компьютер, сможет получить полную информацию о количестве и качестве потребленных услуг в местах общего пользования в каждом доме, о том, какого качества ресурс предоставлен – вплоть до того, какой температуры вода была в определенный день. И, конечно, каким образом все это будет оплачиваться.
По мнению экспертов, внимательное отношение к своим коммунальным платежам поможет ростовчанам платить за ЖКУ меньше. И речь не только о счетчиках и информировании потребителей ресурсоснабжающими и управляющими компаниями. С 1 сентября нам придется сдавать показатели со счетчиков исключительно с 23 по 25 число каждого месяца. Если решите снять показания, скажем, 26 числа – будете платить штраф, сумму которого предусмотрит поставщик услуги.
Да пребудет с нами администрация
Тех, кто будет отдавать свои кровные в ЖКХ с «тихой радостью», администрация будет всячески поддерживать. Если ваша плата за ЖКУ в этом году увеличится более, чем на 12% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года (а такую вероятность коммунальщики не исключают), то вы сможете получить адресную социальную выплату из городского бюджета.
Небогатые слои населения вроде бы не должны быть задушены непомерными тарифами. Если доля ваших расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает 15% – отправляйтесь прямиком в соцзащиту. Там вам должны предоставить адресную социальную выплату.
Россия, по заверению чиновников, по уровню цен на электроэнергию и энергоносители приблизилась к тарифам, действующим в странах Евросоюза. Мы на пятом с конца месте после Украины, Белоруссии, Казахстана и Армении.
Вероятно, платя сейчас по все повышающимся тарифам, мы семимильными шагами приближаемся к светлому будущему, когда рост тарифов на услуги будет исчерпан. Коммунальщики обещают, что к тому времени (кстати, к какому конкретно?) все реформы ЖКХ в основном будут завершены. То есть приборный учет будет внедрен, все задолженности погашены (а должны на сегодняшний день управляющие компании, ТСЖ и прочие примерно 1 млрд 200 млн рублей), энергоэффективность жилищного фонда повышена. Аварийных домов не будет, соседи перестанут воровать ресурс, ТСЖ больше никому не начислит 18 тысяч за коммунальные услуги.