Жильцы многоквартирных домов, которые с наступлением отопительного сезона получат квитанции с суммами, значительно превышающими предыдущие, могут смело идти в прокуратуру. Если, конечно, собрание жильцов ранее не одобрило именно такой график оплаты за тепло.
Надзорное ведомство уже проверило один из проблемных домов и выяснило, что некоторые управляющие организации, игнорируя закон, не только завышают тарифы на тепло, но и не используют рекомендованную государством формулу расчета платежей, призванную облегчить коммунальное бремя на шее у небогатого большинства населения страны.
Проверять информацию, полученную от журналистов, уже стало традицией в донской прокуратуре. «Мой день начинается с тщательного мониторинга прессы, – улыбается помощник прокурора области Наталья Ахреева. – По материалам 161.ru мы делали несколько проверок, и по сообщениям других СМИ стараемся оперативно реагировать».
В этот раз надзорное ведомство среагировало на сюжет местной телекомпании: жильцы двух домов по ул. Водников в Ростове пожаловались на то, что и зимой, и летом платят за тепло. Только зимой – еще больше. На круг выходило как-то слишком дорого. Пришлось проводить тщательную проверку того, как управляющая компания домов ООО «ЮгЖилСервис» производит свои рассчеты.
«Проверка показала, что ООО «ЮгЖилСервис» производит расчет оплаты за отопление в нарушение требований закона, – пояснила Наталья Ахреева. – Плату за отопление она берет только в отопительный сезон, при этом полностью игнорирует показатели, предусмотренные формулой расчета платы за отопление».
Чтобы с началом отопительного сезона пользователям центрального отопления не пришлось класть зубы на полку, государство придумало нужный и удобный механизм. Тариф – сколько будет стоить обогрев одного квадратного метра – муниципалитет устанавливает раз в году. ТСЖ или управляющая компания рассчитывает, сколько гигакаллорий тепла требуется каждому дому, потом – каждой квартире, и потом всю эту сумму делит на 12 месяцев. Так, потихоньку, жильцы круглый год оплачивают себе гарантированное тепло родного очага.
Случай с домами по улице Водников, по мнению анонимных экспертов 161.ru, это пример удобной и универсальной схемы обмана доверчивых и в массе своей немолодых жильцов. Счетчик учета полученного тепла – под замком, сколько там «натикало» – неясно, еще советской закалки народ будет голодать, но «коммуналку» оплатит по-любому. Управляющей компании остается только отключить режим «совесть», включить режим «жадность» и рассчитывать жильцам тарифы так, чтобы одинокой пенсионерке с 6 000 пенсии приходилось за отопление своих 22 кв. метров «хрущевки» отдавать 3 000 руб в месяц. Это при том, что и летом она тоже платила за горячие батареи.
Объяснение управляющей компании простое – пришлось купить больше гигакаллорий, чем планировалось. А как насчет трубы починить, чтобы тепло не уходило? Дом утеплить? Зачем, если народ платит.
«Люди расплачиваются за отсутствие гражданской активности, – убежден председатель Ассоциации ТСЖ Ростовской области Сергей Атаманенко. – Когда кого на рынке обманут или обвесят – мы тут же бежим ругаться и скандалить, а пришла платежка с непонятно высокой суммой – молча идем, платим, а потом друг другу на скамеечке возле подъезда жалуемся».
В доме, где Сергей Атаманенко руководит ТСЖ, большая часть жильцов – пенсионеры. Пятиэтажная шестиподъездная «хрущевка» на 90 квартир – при правильном подходе – могла бы дать ухватистым дельцам неплохой доход. Но ТСЖ все взяло в свои руки. Здесь тоже решили платить «по счетчику», и с наступлением осени квитанции «тяжелеют» в среднем на 40%. «Жильцы сами так решили на общем собрании, – поясняет Сергей Атаманенко. – Если обслуживанием дома занимается управляющая компания, жильцы также имеют право потребовать детального отчета – почему им столько приходится платить. Сейчас тариф для всего города – 32 руб 08 коп за обогрев одного квадратного метра, все, что выше этого – нарушение закона, о котором надо говорить».
Но раскидывать сумму на весь год жильцы не хотят, все равно ведь осенью приходится расплачиваться с продавцами тепла по счетчику. Жильцы считают это «нужным и правильным», у них даже экономить получается.
Судя по всему, положение дел в ЖКХ уже исчерпало лимит терпения не только у жильцов. Только в нынешнем году прокуратурой Кировского района было выявлено 229 нарушений в сфере работы жилищно–коммунальной сферы, 23 ответственных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, 19 – к административной, вынесено четыре предостережения и 76 исков направлено в суд.