Жители шахтерского поселка Первомайский, что под Зверево, радуются каждое утро. Радуются, что проснулись живыми и здоровыми. Дома в поселке рушатся, а муниципальные власти тем временем только делают вид, что занимаются решением этих проблем.
На днях в одном таком доме рухнула крыша. Точнее, от железобетонной плиты на верхнем этаже отвалился громадный кусок, который чудом не покалечил вошедшего в подъезд почтальона. «Теперь у нас в потолке зияет огромная дыра, – рассказал 161.ru житель аварийного дома и очевидец происшествия Александр Белочкин. – Хорошо, что крыша шатровая и шифер на ней пока целый, но назвать этот дом пригодным для жизни вряд ли можно».
Этот дом №52 по улице Ленина с 2001 года находится в списках аварийных. В поселке таких полно. Строились они на волне стремительного развития Восточного Донбасса, когда в регион за длинным, но таким тяжелым шахтерским рублем люди приезжали со всех уголков бывшего Союза. Дома росли как грибы после дождя, а теперь, когда отрасль забросили, как обедневший штрек, вдруг выяснилось, что капремонта в них не было по полвека, штукатурка отваливается, фундамент трещит. Километровые пустоты мертвой шахты делают свое дело. Люди живут в ожидании неизбежного, многие знают закон Мерфи, который гласит: если неприятность может случиться, она случится обязательно и в самый неподходящий момент.
Тревожные знаки уже появились. Вот недавно в поселке исчез … пруд. Был он здесь с незапамятных времен, а потом вдруг раз – и пропал: вместе с немногочисленной колонией условно-съедобной рыбы и россыпью мусора на дне. Жители объясняют: вода ушла в забой. Заброшенная, но не законсервированная по всем правилам шахта, начинает мстить людям.
«Дома просто проседают, – рассказал 161.ru житель другого, не менее многострадального, дома Валерий Кащенко. – Я в этом доме родился в 1958 году. Ни разу у нас ремонта не было. Жить здесь просто невозможно. Он просто на глазах рассыпается. Трещины в стенах, в фундаменте. С каждым днем все хуже и хуже, а надежды никакой нет».
Дело в том, что заброшенный поселок сначала относился к муниципалитету города Зверево, потом его вроде как попытались спихнуть Красносулинскому району. С домом Валерия Александровича по ул. Ленинградская, 16 и вовсе произошло чудо: его не оказалось ни там, ни там. Город вроде его сдал, а район не принял. Правда, как всегда в таких случаях бывает, с дома-призрака исправно требовали плату за коммуналку, и даже «42 копейки за найм жилого помещения у муниципалитета г. Зверево». Значит все-таки городской дом, согласились в суде. «Мой отец-шахтер еще в 2001 году отказался от приватизации дома – здание было признано аварийным, а приватизировать аварийные дома по закону было нельзя, – рассказал Валерий Кащенко. – Мы были поставлены на учет как нуждающиеся в жилье, но только в 2010 году по суду добились решения о предоставлении нам пригодного жилья».
Кащенко, было, обрадовались, что наконец-то поживут на старости лет в нормальных условиях, но не тут-то было. «В апреле месяце муниципалитет попросил суд отсрочить выдачу нам жилья, иск этот не был удовлетворен. Они подали кассацию в областной – и областной встал на нашу сторону. Но жилье все равно не выдавали. А потом по телевизору объявили прямой эфир с мэром города, и я дозвонился. Спросил, мол, когда же городские власти выполнят решение суда и переселят нас. На что мэр города заявил: «Если есть решение суда, это еще не значит, что мы его будем выполнять!» У нас есть видеозапись этого эфира!» – негодует Валерий Александрович.
По его словам, судебные приставы, к которым они обращались с требованием выполнить решение суда, уговаривали их шум не поднимать и обещали, что все в скором времени решится. Однако происшествие с железобетонным перекрытием в доме по ул. Ленина посеяло настоящую панику в рядах жителей аварийных домов. «Наш дом в таком же состоянии, а то еще и хуже! – пытается достучаться до властей Валерий Кащенко. – Городские власти сейчас всех успокаивают, дескать, там ничего страшного, штукатурка отвалилась, а на самом деле там полкрыши упало. Надо срочно людей отселять!»
Жители аварийных домов поселка убеждены: власти просто ждут, когда в один прекрасный момент кто-то сгинет под руинами. Тогда в город быстренько прилетят МЧС и перепуганные большие чиновники. Они пожурят местные власти за волокиту, те пожалуются на безденежье, а потом всем дадут из федеральной казны немножко миллионов на отселение оставшихся в живых. Этот план первомайцев не устраивает, они, бессовестные, все жить хотят.