Торговля в Ростове-на-Дону в кризисный 2009-й развивается с невиданным размахом. Уже сегодня обеспеченность населения торговыми площадями практически сравнялась с европейским нормативом, но еще только ожидается несколько крупных премьер. Риелторы констатируют, что стоимость торговой недвижимости упала, однако она остается востребованной.
Ростов-на-Дону в разгар кризиса умудрился не только подтвердить славу торгового города, но и приумножить ее. Торговля сегодня остается самым прибыльным занятием: только общепит за девять месяцев получил прибыль в семь миллиардов рублей. Заместитель главы администрации Ростова по экономическим вопросам Виталий Золотухин отмечает, что горевали и экономили ростовчане всего ничего: средний чек начал восстанавливаться уже в четвертом квартале минувшего года.
Завершающийся год ознаменовался открытием сразу нескольких крупных торговых центров. Премьерами радовали не только федеральные и местные сетевики. Во втором квартале торгово-развлекательный комплекс «Золотой Вавилон» в Ростове-на-Дону площадью 75 тысяч квадратных метров украсил новостные ленты федеральных изданий и вошел в число самых крупных ТЦ, введенных в строй в 2009 году. В конце года ростовчан ожидает еще несколько премьер.
«На площади Толстого открывается торговый центр и супермаркет, на очереди – «Карусель», но он, скорее всего, будет сдвигаться на более поздний срок. Вообще отмечу, что идеалом советских времен была обеспеченность торговыми площадями 400 квадратных метров на тысячу человек. Сегодня в Ростове этот показатель составляет 733 квадрата. В Западной Европе на тысячу жителей приходится 800 квадратных метров. То есть, по этому показателю мы практически соответствуем европейскому уровню», – говорит Виталий Золотухин.
Активная сдача в эксплуатацию новых торговых центров может сослужить их владельцам медвежью услугу. Объекты, подобные «Золотому Вавилону», могут вызвать фактически обрушение ставок на аренду коммерческой недвижимости. К такому выводу пришли аналитики BFM, опираясь на данные Jones Lang LaSalle. Впрочем, региональные эксперты рынка недвижимости об обрушениях и прочих катаклизмах не говорят.
«Объемы введенных в эксплуатацию торговых площадей не слишком отличаются от обычных среднегодовых показателей. Большинство из сданных в этом году начинали строиться до кризиса и сейчас достраиваются по инерции. Что касается цен, то кризис, естественно, привел к их корректировке», – говорит специалист отдела коммерческой недвижимости компании «Титул» Владимир Литвинов.
В прошлом году один из ТЦ Ростова предлагал торговые площади по ценам 1000 рублей за квадрат на первом этаже, 800 – на втором, 700 на – третьем и 600 – на четвертом. Сейчас, отмечает Владимир Литвинов, владелец этого же здания сдает площади по 600-700 за первый, 500 за второй, 400 и 300 рублей за метр на третьем и четвертом этажах соответственно.
«Таким образом, снижение цены получилось процентов на 35-40. Однако в некоторых случаях цена может не сильно меняться. Так, сегодня весьма сложно найти клиента на большие площади, сдать целый этаж в полторы тысячи квадратных метров практически невозможно. Поэтому собственники начинают дробить большие помещения и сдавать площади, начиная от 20-30 квадратных метров. В этом случае за аренду на первом этаже можно получить те же 1000 за квадратный метр», – продолжает эксперт.
Владимир Литвинов отмечает, что кризис и изобилие торговых площадей сказались на спросе, но неоднородно. Так, по-прежнему не могут пожаловаться на заполняемость первые этажи и фасадные помещения. И прогноз по торговой недвижимости в целом благоприятен. О положительных тенденциях говорят и в администрации Ростова-на-Дону. Для торговой сферы, по мнению властей, кризис по большому счету и не начинался.
«Как говорил Марк Твен, есть ложь, большая ложь и статистика. Что касается торговли, то у Ростовстата есть просто уникальные данные. Сумма, которую каждый месяц тратят ростовчане, на одну четверть превышает те деньги, которые они зарабатывают», – резюмирует Виталий Золотухин.