В Ростове выделено три участка города, которые, по мнению властей и экспертов, интересны туристам. В ближайшие годы они должны превратиться в полноценные, с точки зрения архитектуры и инфраструктуры, комплексы. Однако еще до начала масштабных работ их целесообразность ставится под сомнение.
В рамках концепции развития туристической привлекательности в Ростове-на-Дону определены три основные зоны, которые могу привлечь внимание гостей города. Как рассказал заместитель директора департамента экономики администрации Ростова-на-Дону Владимир Бородай, это территория старого города под кодовым названием «Слобода», Зеленый остров и площади Левенцовского археологического комплекса.
«Слобода» – это центр Ростова в границах Ворошиловский – Большая Садовая – Буденновский – Береговая. Целостная концепция развития должна быть разработана к концу 2009 года. Из уже озвученных планов – создание пешеходной зоны на улице Шаумяна, ремонт и реставрация фасадов, замена инженерных сетей.
Остров Зеленый – пока бесхозная, но весьма перспективная территория. На части острова свои увеселительные заведения разместят пять управляющих компаний: Владимир Бородай говорит, что этот вопрос уже согласован. Однако в дальнейшем потребуется разработать единое архитектурно-планировочное решение.
Левенцовский археологический парк – самая проблемная территория. Знаменитая «Донская Троя» в ближайшие годы развиваться не будет.
«Во-первых, сам проект освоения территории требует значительных инвестиций, что в условиях кризиса делает его малореальным. Во-вторых, Ливенцовский комплекс относится к памятникам археологии федерального значения, что также усложняет процедуру его освоения, поскольку требует большого количества согласующих процедур», – поясняет Владимир Бородай. При этом он подчеркивает: от обустройства комплекса все же никто не отказывается. Но сегодня все, что в силах властей – это проводить субботники и просвещать местных жителей, которые норовят превратить памятник археологии в свалку.
Между тем «практикующие» туроператоры ориентируют внимание городских властей на другие аспекты привлечения в город туристов.
«Именно деловой туризм, как показывает наш анализ, может стать локомотивом развития туризма в Ростове. 78% всего объема туристов приезжает в регион именно по делам. Если есть время, осматривают достопримечательности. Но потенциальные устроители конгрессов не рассматривают сегодня Ростов в качестве площадки для проведения крупных встреч. И дело в несоответствии цены и качества. Авиакомпании не предоставляют скидки, вокзалы не проводят торжественные встречи, есть проблемы с трансфером. Что касается тематической составляющей досугового туризма, то казачья тема, как показал наш мониторинг, не в силах привлечь массу людей», – обрисовывает ситуацию руководитель Ростовского регионального туристического информационного центра Галина Серебренникова.
Таким образом, «практики» ждут от властей не только и не столько «смысловых» концепций. Основное – сделать город удобным для жизни бизнесмена, знающего толк в хорошем сервисе.