Дефицит стройматериалов, особенно цемента, и особенно в Южном федеральном округе, оценивается специалистами отрасли в десять миллионов тонн в год. И это на фоне резкого увеличения в России, в том числе в южной ее части, объемов жилищного и промышленного строительства. Например, в Ростовской области и Краснодарском крае в эксплуатацию планируется сдавать по два – два с половиной миллиона квадратных метров новых квартир ежегодно.
Прогноз потребления нерудных материалов в ЮФО в текущем году без учета олимпийских объектов составляет 11 миллионов тонн. В то время как суммарная мощность цементных заводов в округе не превышает 10,5 миллионов тонн. А с учетом почти 70%-го износа оборудования старых предприятий, объемы реального выпуска продукции оказываются существенно меньше заявленных проектами.
Прогнозируемый рядом отечественных и зарубежных экспертов рост потребления цемента в России в ближайшие два года составит 2,5-3,5 миллиона тонн в год. По оценке же аналитиков инвестиционной группы «Антанта-Капитал», к 2010 году потребность одного только Южного федерального округа в этом стройматериале может достигнуть 13,4-14 миллионов тонн.
Таким образом, в ближайшие пять-семь лет проблема производства и доставки цемента на российские стройплощадки, и особенно на олимпийское побережье Черного моря, будет стоять очень остро. А это значит, что ручей инвестиций в добывающую и производственную отрасли, вполне возможно, превратится в широкую реку. Кроме того, наша страна уже практически стоит на пороге формирования индустрии импорта зарубежного цемента. Однако для того чтобы наладить регулярные поставки дефицитного материала в Россию, импортерам придется сначала решить ряд глобальных проблем.
Во-первых, существующих сегодня в округе производственных мощностей просто катастрофически не хватает для покрытия потребностей региона в главном строительном сырье. Кроме того, в связи с начавшимся расширением сети железных дорог – строительство вторых путей на черноморском побережье и наращивание полотна в районах припортовых станций – серьезно возрос спрос на цемент со стороны Кавказского завода железобетонных шпал в Краснодарском крае. Это предприятие является основным потребителем продукции ОАО «Кавказцемент».
Впрочем, недавно на юге страны было заявлено несколько проектов по созданию здесь цементных заводов. Например, в Туапсе – мощностью два миллиона тонн в год. Строить это предприятие намерен «Базэлцемент». Только на первом этапе компания Олега Дерипаски собирается инвестировать в объект более десяти миллиардов рублей. В Куйбышевском районе Ростовской области французская Lafarge планирует организовать производство мощностью 1,8-2,4 миллиона тонн, вложив в него порядка трехсот миллионов евро.
Корпорация «Интеко», со своей стороны, взялась за модернизацию Верхнебаканского цементного завода. Мощности предприятия в результате такой реконструкции должны увеличиться с 270 тысяч до 2 миллиардов 264 миллионов тонн в год. Однако вложения компании Елены Батуриной более скромны, нежели других игроков, – около восьми миллиардов рублей.
Тем не менее набирающей остроту проблемы дефицита строительного сырья реализация столь масштабных проектов в кратчайшие сроки не решит. Первая очередь Туапсинского цементного завода заработает лишь в 2010 году. Примерно тогда же выйдет на полную мощность реконструированный «Верхнебаканский».
Французы же свое «детище» надеются выпустить в свет не раньше 2011 года. А с учетом разработки цементных месторождений с нуля, эти сроки могут еще более увеличиться. Вывод – в ближайшие три года региональным застройщикам будет не на кого надеяться, кроме как на себя и на свои собственные силы. Спасительной соломинкой может оказаться импорт, доля которого на российском рынке растет год от года. Так, в 2007 году, импортной продукции к нам было завезено немногим более двух миллионов тонн. Прогноз на год текущий – три миллиона тонн.
В марте 2008 регулярные поставки турецкого цемента производства Cimentas Izmir на отечественный рынок начала компания Олега Дерипаски. По словам генерального директора «Базэлцемента» Дмитрия Савинова, за два года через порты юга России планируется импортировать около двух миллионов тонн нерудных материалов. Первая партия цемента, прибывшего морем в Новороссийск, фактически вся была продана «с колес» и доставлена по железной дороге на рынки Южного и Центрального федеральных округов.
До прошлого года основными поставщиками цемента в Россию были Белоруссия и Украина. Сейчас нерудные материалы в страну везут из Турции, Греции, Египта и Китая. Но о надежности этих поставок говорить не приходится. В Турции, да и вообще на Ближнем Востоке, начался собственный строительный бум. Поднебесная слишком далеко, а потому хождение за семь морей и переправка грузов из Китая к нам становится делом нерентабельным. Кроме того, аналитики прогнозируют рост строительного рынка и в соседней в Европе, куда нерудные материалы могут попасть гораздо быстрее, чем в ЮФО.
Но даже импортные поставки не спасут отечественную отрасль, если в ближайшем будущем Россия не сможет решить свои логистические проблемы. Эксперты уверяют, что порты юга и железная дорога в совокупности позволят пропускать в лучшем случае полтора миллиона тонн цемента в год. А это 35-40% от прогнозируемого дефицита. Да и нормальных транспортных магистралей, предназначенных для большегрузов, в Сочи на сегодняшний день просто нет.
Таким образом, импорт цемента отнюдь не станет панацеей. Он может лишь немного поддержать больного – страдающую собственным безудержным ростом строительную отрасль юга России.