161.RU продолжает подводить итоги 2020 года. На этот раз — в политических уголовных делах. Речь пойдет и о деле ростовской активистки Шевченко, и о свидетелях Иеговы*, которых преследуют по всей стране, и о крымских татарах, оказавшихся вне закона после присоединения полуострова к России.
Дело Анастасии Шевченко
Активистка «Открытой России»* Анастасия Шевченко уже почти два года находится под арестом — сначала в СИЗО, а теперь под домашним. Дело, фигурантом которого она стала в начале 2019 года, стало первым по уголовной статье о сотрудничестве с нежелательными в России организациями.
Почти сразу международная правозащитная организация Amnesty Inernational признала Анастасию узницей совести и потребовала освободить ростовчанку. В марте того же года Михаил Ходорковский опубликовал фильм об активистке. Шевченко подержали политик Алексей Навальный, кинокритик Антон Долин, писатель Дмитрий Быков и журналистка Екатерина Гордеева.
Летом Шевченко выдвинула свою кандидатуру в Ростовскую гордуму, но в итоге к выборам ее не допустили из-за домашнего ареста.
Дело Шевченко передали в суд в марте 2020 года. Судебное следствие длится до сих пор. Следующее заседание пройдет 15 января.
Дело Сидорова и Мордасова
5 ноября 2017 года студенты Ян Сидоров и Владислав Мордасов вышли на акцию перед зданием донского правительства в поддержку ростовских погорельцев. Прежде чем они развернули плакаты, пикетчиков задержали. Юношей обвинили в попытке устроить массовые беспорядки.
Сидоров и Мордасов утверждают, что показания из них «выбивали». Но уголовное дело о полицейском насилии так и не возбудили. «Мемориал»* признал ростовчан политзаключенными, а Amnesty Inernational — узниками совести.
В октябре 2019 года вынесли приговор: Мордасова приговорили к 6 годам 7 месяцам колонии строгого режима, а Сидорова — к 6 годам 6 месяцам строгого режима. Позже Верховный суд смягчил приговор — сроки снизили до 4 лет лишения свободы. В августе 2020-го стало известно, что ЕСПЧ проверит приговоры.
В ноябре и декабре 2020 года Ян и Владислав подали заявления об УДО. Обоим отказали. По словам Надежды Шевченко, ходатайство ее сына Яна отклонили из-за 250 нарушений. При этом, как уверяет женщина, настоящее из них только одно — Сидоров повернул объектив камеры видеонаблюдения.
Дело крымских татар
В 2003 году Верховный суд РФ признал религиозную организацию «Хизб ут-Тахрир» террористической и запретил в России. После присоединения Крыма российские спецслужбы начали задерживать членов организации из числа крымских татар. Большинство этапировали в Ростов. Отметим, что на Украине деятельность «Хизб ут-Тахрир» не запрещена.
В 2016 году в Ростове прошло первое заседание по делу четырех крымских татар. По версии следствия, один из задержанных Руслан Зейтуллаев в 2004 году вступил в группировку, а через 10 лет организовал ее ячейки в селах рядом с Балаклавой.
В 2018 году Северо-Кавказский окружной военный суд признал организатором крымской ячейки «Хизб ут-Тахрир» Энвера Мамутова и приговорил к 16 годам и 9 месяцам колонии строгого режима.
28 марта 2019 года в Ростове задержали троих активистов организации «Крымская солидарность», которая выступает против репрессий в отношении крымских татар. Османа Арифмеметова, Ремзи Бекирова и Владлена Абдулкадырова подозревали в создании террористической организации.
Через несколько дней, 1 апреля, стало известно о задержании еще 23 крымских татар, которых в итоге этапировали в Ростов. По информации украинских СМИ, все задержанные — тоже члены «Крымской солидарности», деятельность которой в РФ не запрещена. В ЕС задержания назвали незаконными, а правозащитный центр «Мемориал»* признал крымчан политзаключенными.
В сентябре 2020 года Южный окружной военный суд вынес приговоры семерым крымским татарам. Они получили от 13 до 19 лет строгого режима. Еще одного из крымчан признали невиновным и освободили в зале суда.
Дело свидетелей Иеговы*
В апреле 2017 года Верховный суд РФ признал «Управленческий центр свидетелей Иеговы» экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России. Через год по стране начались обыски и аресты членов религиозной организации — в Ростовской области тоже.
В июне 2019 года силовики задержали ростовских преподавателей китайского языка Семена Байбака и Руслана Алыева, а 24 декабря 2020 года им вынесли приговор. Байбака признали виновным в участии в экстремистской религиозной организации и в ее финансировании — 3 с половиной года условно. Алыева суд тоже посчитал виновным в участии в организации. Он получил 2 с половиной года условно.
По данным правозащитной организации «Мемориал»*, уголовные дела возбуждены в отношении еще 13 жителей Ростовской области. Часть этих людей задержали в мае 2019 года, а часть — в августе 2020-го. Это жители Ростова-на-Дону, Гуково и Каменска-Шахтинского. Среди подозреваемых и обвиняемых — пенсионеры, студенты, строитель, бухгалтер, учитель, пчеловод, бурильщик, мастер по ковке металла и еще один репетитор китайского языка. Девять из них сейчас в СИЗО, остальные — под подпиской о невыезде или вышли под залог. Их всех организация признала политзаключенными. «Мемориал»* ссылается на нарушение свободы вероисповедания.
* «Свидетели Иеговы» признаны экстремистской организацией и запрещены на территории России. Организация «Мемориал» признана иностранным агентом. «Открытая Россия» признана в РФ нежелательной организацией.