Репортаж о выборах в поселке Персиановском, где, по официальным данным, на одном из участков 98% избирателей поддержали губернатора Василия Голубева, расстроил и напугал своих героев. Это выяснилось из звонков персиановцев в редакцию утром 17 сентября. Автор материала Алиса Степанцова рассуждает о природе страха и о том, почему люди выбирают молчание.
Поездка в Персиановский — простая и наглядная иллюстрация того, как работает власть в нашей стране: ничего не расскажем, никого не покажем, у нас все в порядке, идите отсюда.
Многие в поселке действительно согласны с результатами и верят в светлое будущее. Это нормально. Другие понятия не имеют, что на выходных были выборы, и вообще не интересуются политикой. Возникает вопрос: зачем эти сумасшедшие цифры — явка 97%, результат губернатора 98%. Подстраховаться?
Никого не хочу ни в чем обвинять. Но сложно игнорировать то, что в нескольких местах в области фальсификации подтверждены официально — взять хотя бы аннулированные бюллетени в Гуково или отмену результатов голосования на двух участках в Азовском районе. При этом редакция 161.RU получила в дни выборов десятки видео и фотографий с возможными нарушениями.
Вернемся к Персиановскому. Многие встреченные нами жители поселка действительно довольны жизнью, но среди них были и те, кто высказался негативно. И это тоже нормально. У постсоветских людей есть несколько ярких черт, одна из которых — молчаливое довольствование тем, что есть. Но есть и другая, я считаю, прекрасная — умение радоваться мелочам. Третья — смирение и нежелание говорить о проблемах: «бог терпел и нам велел».
Люди боятся, что из-за неаккуратно сказанной правды отберут все нажитое, наработанное и заслуженное. И самое страшное, что мы живем в той реальности, где это возможно.
Давят отовсюду. Но любой подобный факт старательно прячется за шторами из масленых улыбок, заметается, как мусор под ковер. Стоит продырявить ширму благополучия, и в разрезе покажутся невыполненные обещания и гневные лица начальников, которые диктуют тем, кто пониже рангом, и простым людям — учителям, врачам, председателям избирательных участков, директорам бюджетных предприятий и местным бизнесменам — что, кому и когда говорить. А лучше ничего не говорить — ни хорошего, ни плохого. Только возможность анонимного комментирования зачастую показывает, о чем действительно думают люди.
В Персиановский мы поехали, чтобы узнать, что стоит за аномальными цифрами. По итогу всплыл кричащий факт: люди боятся своих слов, отказываются даже от безобидных комментариев. Оказалось, в 2020 году в России человек не может свободно ответить, что он чем-то недоволен, или рассказать о нарушении законов.
Люди боятся не своего мнения, а последствий, которые откровенность может принести. Может, и хотелось бы иначе — а нельзя, «нам еще здесь жить». Любое посягательство на спокойствие воспринимается с яростью: мол, чего приехали? Это как ходить в старых тесных туфлях. Вдруг других не будет? Или новые будут хуже этих?
Никаких оправданий — но почти все мои собеседники в Персиановском, за исключением пары грубиянов, — славные люди и мне жаль, что теперь на них могут надавить просто за слова.
В конце месяца у расположенного в Персиановском Донского государственного аграрного университета будет юбилей. И я собираюсь туда. Надеюсь, не забросают камнями.
Согласны с автором?