Сможет ли «чертова дюжина» депутатов от Ростовской области достойно представлять интересы региона в Госдуме? Ростовская область на минувшей неделе стала центром международного скандала, и спровоцировала его мемориальная табличка: но, может быть, не только она? Преподаватели смогут купить жилье, либо программа донских властей погрязнет в формальностях? О главных событиях минувшей недели 161.ru рассказал председатель комитета по молодежной политике РО Сергей Чуев.
Закон? Обсудим....
– Кандидаты в депутаты официально стали депутатами Госдумы: ЦИК РФ выдал удостоверения народным избранникам. Ростовскую область в Госдуме будут представлять 13 человек – семь единороссов и шесть представителей оппозиционных партий. Как вы оцениваете потенциал донских депутатов в новом созыве? Сложнее или проще будет им работать?
– Этот депутатский созыв будет совершенно иной, чем предыдущий. Принцип работы Госдумы, на мой взгляд, несколько поменяется, и Госдума вместо оперативного принятия законопроектов, внесенных правительством, будет определенное время занимать дискуссиями межпартийными, где роль политической составляющей будет очень велика. С одной стороны, это, конечно, момент позитивный, потому что публичная политика возвращается в РФ, с другой стороны, мы понимаем, что нередко за политическими амбициями кроется нежелание увидеть очевидное, и я думаю, что депутатам от области будет работать сложнее. Что касается увеличения доли оппозиционных партий, я считаю, что все заявления о том, что оппозицию каким-то образом притесняют, были опровергнуты результатом выборов, которые были продиктованы теми институциональными изменениями, которые произошли в РФ за последние несколько лет. Во-первых, право парламентских партий без проблем регистрировать своих кандидатов на самые разнообразные должности – число партийных кандидатов резко увеличилось. Изменилось избирательное законодательство – депутаты избираются по спискам, законодательное собрание – по смешанной системе, и обсуждается вопрос о внедрении смешанной системы на местных выборах. Это увеличивает партийную составляющую на выборах. Кроме того, партии получили государственное финансирование, введен институт парламентских расследований. Есть закон о предоставлении равного доступа к СМИ. Эти и другие изменения привели к тому, что оппозиция получила возможности для донесения своей точки зрения до избирателей, что позволило ей набрать больше голосов, чем в предыдущие разы. Как она оправдает эти надежды избирателей – а заявки сделаны достаточно серьезные – для меня вопрос сомнительный. Потому что эффективность оппозиций в постсоветской России редко была подтверждена реальными делами. Поэтому я ожидаю, что работа думы будет более политизированной и, может быть, менее содержательной.
Конфликт на костях
– Мемориал «Змиевская балка» в Ростове стал центром межнационального скандала: представители международных организаций потребовали заменить табличку, в которой шла речь о расстреле на этом месте 27 000 мирных жителей, на ту, которая была здесь раньше, о расстреле евреев. К чему может привести конфликт?
– Я бы не назвал это конфликтом, конфликтом это пытаются изобразить различные организации, в том числе – международные. На мой взгляд, не совсем корректная надпись, которая была заменена на более нейтральную, вызывает негативный резонанс только у радикалов. У тех, кто эту табличку и ставил. Учитывая, что среди 27 000 погибших были представители разных национальностей, наверное, это самый главный аргумент в пользу того решения, которое приняла городская комиссия. Я это решение поддерживаю. Считаю, что педалирование и подчеркивание национальности погибших лишний раз нас ведет к разъединению, нежели консолидации. Я могу сказать, что события ВОВ являются главным консолидирующим историческим событием, которое вызывает однозначную реакцию у большинства соотечественников. Поэтому попытки разделить евреев и неевреев сродни, на мой взгляд, попыткам разделить советскую экспозицию в Освенциме на украинскую, российский, белорусскую, дескать, не все они были советскими гражданами. Ничего подобного – в 41-45 году, в нашем случае – 42-й год – все они были советскими гражданами и трагически погибли. Я понимаю логику тех, кто озабочен, но ее не разделяю. Необходимо смотреть правде в глаза – есть военнопленные среди погибших, есть представители других национальностей, и зачем это подчеркивать, мне непонятно.
Дом на учительскую зарплату
– Власти региона объявили о том, что учителя и молодые преподаватели смогут получить жилье – разрабатывается две программы, «Ипотека для молодых преподавателей» и «Учительский дом». Какого эффекта от них ожидать? Смогут ли разработки решить насущную проблему молодых педагогов?
– Я, безусловно, поддерживаю разработку этих программ, и «Ипотека для молодых преподавателей», и «Учительский дом», и программу, которую мы реализуем, по поддержке в приобретении жилья молодых семей. Но для того, чтобы они эффективно работали, необходимо выполнить два условия.
Первое – это прозрачный принцип попадания в программу, и второй момент – достаточное финансирование. Опыт реализации программы по поддержке приобретения жилья молодыми семьями говорит о том, что не всегда происходит выделение из федерального бюджета достаточного количества средств для того, чтобы закрыть такие очевидные недостатки, как очередность – у нас молодые семьи могут несколько лет стоять в очереди для того, чтобы получить социальную выплату на приобретение жилья. Некоторые исключаются из программы из-за того, что выходят за рамки возрастного диапазона, который позволяет быть участником программы. Поэтому программа, безусловно, важна, поскольку расставляет государственные приоритеты, но здесь необходимо смотреть, какие деньги будут на эти нужды выделять. Если это станет одной большой общероссийской программой, в которой сможет принять участие любой педагог, любой преподаватель вуза, я буду только рад.