Семейная пара Рябцевых из Ростова отправилась в Анапу, чтобы помочь волонтерам убрать последствия экологической катастрофы в Черном море. После крушения двух танкеров там разлились нефтепродукты. Из-за этого гибнут животные, а мазутное пятно продолжает расти.
15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение два танкера, перевозившие 8550 тысяч тонн мазута. Сколько из них оказалось в море, до сих пор неизвестно, но прогнозы неутешительные. Экологи говорят минимум о трех тысячах тонн, но официальных данных нет до сих пор. Ликвидировать последствия ЧП не могут более недели. В Анапе введен режим ЧС.
Евгения Рябцева вместе с супругом выехали на днях в анапское село Витязево, где организовали волонтерский центр. Туда приезжают добровольцы, участвующие в ликвидации последствий катастрофы. Также в центр привозят гуманитарную помощь. В том же здании расположили и пункт помощи птицам: волонтеры руками отмывают каждое перышко животных от мазута.
— Почему поехала в Анапу? Потому что я люблю животных. Потому что я люблю природу, — рассказывает Евгения.
В Анапе супруги убирали небольшие пласты мазута, которые остались на пляжах после масштабной уборки. Ее делали другие волонтеры.
— Кажется — это капля в океане. Но это тоже важная капля, — считают Рябцевы.
Вместе с супругами в Анапу приехал и другой ростовчанин. Он откликнулся на их призыв в соцсетях и решил помочь. По словам Евгении Рябцевой, сейчас в Анапе очень много добровольцев. Люди активно едут туда и присылают много гумпомощи.
— Волонтеров достаточно настолько, что люди не знают, чем занять себя и что можно сделать. Очень много товаров, медикаментов, еды — вообще всего, — говорит ростовчанка.
Волонтеры из Ростова также привезли в Анапу большое количество ветоши. В ее сборе им помог секонд-хенд Svalka. Некоторые из горожан переводили Рябцевым деньги на покупку гуманитарки, узнав, что они едут в Анапу.
Товаров достаточно, но помощь волонтеров, вероятно, будет нужна еще долго. По данным экологов, гигантское мазутное пятно дошло до Сочи. Там уже заметили испачканных в нефтепродуктах птиц. Более того, сообщалось, что мазут может дойти и до Тамани, где находится заповедник.
— В Тамани вообще большое скопление птиц. Не знаю, как их отмывать будут, — говорит Евгения.
Волонтеры прибывают в Анапу из разных регионов России. Евгения отмечает, что беда сплотила многих россиян:
— Вообще герои ребята. Все друг другу помогают. Я разместила объявление в чате, что мы ищем квартиру. Девушка из Москвы разместила нас в своей квартире бесплатно. Люди все откликаются, настолько все сплотились. Даже перевыполнили план по продовольствию.
Но организация плохая, считает Евгения. Работа людей на местах хаотичная и порой несогласованная. Существует несколько чатов, связанных с устранением последствий ЧС. Их создавали отдельно сами волонтеры и местные власти. Никакого согласования между ними нет.
В целом работа властей вызывает у волонтеров много вопросов. Катастрофа произошла 15 декабря. Добровольцы начали собирать мешки с мазутом, но не получили своевременно ответ, куда их отвозить. Спасатели занялись этим вопросом только спустя неделю. До этого времени часть мешков с нефтепродуктами успели отвезти в лес.
— Сейчас у нас вторая техногенная катастрофа — в лесу. Мазут разлит в лесу, потому что изначально непригодные для этого мешки брали. Люди как могли, так и делали, — объясняют волонтеры.
Они активно требуют введения режима ЧС на региональном уровне. Для этого составляют петиции. Тем более ситуация вышла за пределы Анапы.
— Люди наконец-таки подключились. Все-таки то, что народ прет, — это хорошо. Но нужна координация свыше, чтобы людям могли дать больше техники, — считает ростовчанка.
Другие жители, которые не имеют возможности выехать к Черному морю, могут помочь информационной поддержкой. Товаров и живой силы достаточно.
— Чем больше люди будут об этом писать, тем больше внимания эта история привлечет. Уже начали находить мертвых краснокнижных дельфинов, говорят в чатах, — рассказывает Евгения.
Проблем остается много: работу добровольцев не координируют, мешки с мазутом на пляжах вывозят не своевременно.
— Нет какого-то организованного транспорта. Сказали бы: «Начинаем зачистку с береговой линии — отсюда досюда кусок. Требуется 50 человек. Подходить на такой-то пункт». Подошли бы на пункт, отобрались и поехали на зачистку. Я вот такого нигде не увидела, — говорит Евгения.
Из-за того, что власти не занимаются вывозом мешков, мазут снова растекается по пляжу и уходит в море. Чиновники не предоставляют достаточно техники, и волонтеры вынуждены арендовать ее самостоятельно.
— Все видео [от властей] с тракторами, где собирают мешки, — только показные. Всю ночь мешки смывало в море обратно, — рассказывает ростовский волонтер.
Возмущения волонтеров дошли до следкома. Глава СК РФ Александр Бастрыкин потребовал возбудить уголовное дело из‑за нехватки спецтехники и невывоза отходов на месте разлива мазута в Анапе.
Краснодарский эколог Евгений Витишко рассказал журналистам, что штаб по спасению птиц в Анапе пришлось организовать самостоятельно в здании автомойки, потому что «муниципалы не захотели с нами в одном помещении находиться». Спасать пернатых волонтерам помогают ветеринары. Птиц в тяжелом состоянии отправляют на лечение в другие города.
Подробнее о том, как устраняют экологическую катастрофу в Анапе и спасают животных, читайте в специальном репортаже.