Рекламу, которая портит настроение, заставляет людей чувствовать себя несчастными и больными надо запретить, считают депутаты Госдумы. Для этого они предлагают ввести в законодательство понятие «негативной рекламы», и определить места ее распространения. Ограничения могут коснуться информации о вреде алкоголя, наркомании, правилах дорожного движения и прочего.
Чтобы воплотить свои идеи в жизнь, парламентарии предлагают внести несколько поправок в закон «О рекламе». Первая должна разъяснить понятие «негативной рекламы». Согласно законопроекту это: «реклама, содержащая сведения об угрозе жизни и здоровью человека или возможности получения инвалидности». Депутаты уверены, что нас окружает слишком много подобной информации. Из-за этого люди впадают в уныние и депрессию, которые отражаются на всех сферах жизни.
«Под воздействием негативной информации, всюду сопровождающей нас в окружающей действительности, у человека может развиваться депрессия, навязчивые состояния, что в свою очередь может приводить к ослаблению организма. Человек с подавленным эмоциональным состоянием больше подвержен риску простуд и заболеваний. Снижается работоспособность и концентрация», – считает автор законопроекта депутат Валерий Селезнев.
Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье граждан, народный избранник предлагает размещать «негативную рекламу» только там где это будет уместно. Например, информация о безопасности дорожного движения должна располагаться вблизи дорог, а описание заболеваний – на информационных стендах больниц и поликлиник, и так далее. По мнению парламентария, сейчас все это происходит бессистемно.
«Размещается реклама порой в самых неожиданным местах: о вреде алкоголя – в лифте, о последствиях несоблюдения правил дорожного движения – на двери жилого дома, об опасности венерических заболеваний – на детской площадке. Сопровождается подобная реклама красочными тематическими картинками», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Следуя логике г-дина Селезнева, информация о вреде алкоголя должна располагаться у пивных ларьков. Если довести ситуацию до абсурда, то антинаркотические плакаты надо клеить в наркопритонах, а санбюллетени о венерических заболеваний в домах терпимости и так далее. Эксперты считают, что если следовать «селезневским путем», то социальная реклама потеряет всякий смысл.
«Суть социальной рекламы в том, чтобы действовать на подсознание, именно поэтому она порой размещается в самых неожиданных местах, – объясняет психотерапевт Евгений Овчинников. – Такая реклама должна быть «неудобной», чтобы постоянно напоминать о существующей проблеме. Только так она может заставить людей быть осторожнее и сознательнее. Иначе зачем она вообще нужна. Пьяницы в рюмочной только посмеются над плакатными лозунгами. А вот молодежь, гуляя по городу и увидев плакат о безопасном сексе, может задуматься о своем здоровье».
Кроме того, врач отметил несостоятельность автора законопроекта в медицинской терминологии, которой он ловко манипулирует. В пояснительных документах депутат неоднократно ссылается на «депрессию» и «навязчивые состояния», которые возникают из-за «негативной рекламы». Судя по всему г-н Селезнев не знает, что оба этих термина используются в докторами для обозначения конкретных психических расстройств.
«Депрессия – это диагноз, равно как и навязчивые состояния, – продолжает Евгений Овчинников. – Под воздействие внешних факторов они развиваются редко. Для этого должно произойти какое-то сильное психотравмирующее событие, например, утрата близкого человека и тому подобное. Чаще всего такие расстройства возникают у людей со слабым типом нервной системы, которые от природы эмоционально неустойчивы. То есть, нужны внутренние предрасполагающие факторы. Люди, которые уже страдают от депрессии, в принципе неадекватно оценивают окружающий мир, любая информация воспринимается ими как негативная. И социальная реклама здесь абсолютно ни при чем».