За неделю до самоизоляции в центре Ростова открылась маленькая кофейня «Кофе Кусто». Я узнала о ней только потому, что она расположилась напротив здания нашей редакции — даже вижу ее из окна.
«Кофе Кусто» живет в одноэтажном домике на улице Горького, вместе с пекарней «Быть добру». Владелец кофейни Денис Шульман пока не осмеливается назвать свое дело полноценным бизнесом, поскольку пандемия резко вмешалась в его планы. Но тем не менее выручки хватает на поддержку жизнеспособности и бизнеса, и самого Дениса.
Коронавирус разрушил планы не только сегодняшнего героя. Без сомнения, из-за пандемии так или иначе пострадал любой ростовский бизнес. Мы считаем важным поддержать предпринимателей именно сейчас, поэтому запустили проект «Маленький, но гордый бизнес», где мы рассказываем о мотивации, успехах и провалах владельцев небольших компаний.
Дело Дениса Шульмана совсем крошечное и молодое, но за ним прячется длинная история, которая привела героя к открытию «Кофе Кусто». В ней есть и подводная экспедиция, и козья ферма, и автограф Жака Ива Кусто. О приключениях, неудачах и деньгах мы пообщались с владельцем кофейни.
Как человек-оркестр открывал бизнес
«Кофе Кусто» открылся за неделю до режима повышенной готовности: стены глубокого синего цвета, повсюду старые выпуски журнала «Вокруг света», фотографии исследователя, именем которого названа кофейня, а на стене висит акваланг. За стойкой — владелец бизнеса, он же бариста, он же рекламщик — Денис Шульман.
— Я владелец заведения, но пока что не чувствую, что это — полноценный бизнес, это словно хобби, которое приносит деньги. Все в кофейне я сделал сам и работаю сейчас тоже в одиночку. Хотя и считаю это неправильным — в любом бизнесе нужно делегировать полномочия. Пока кофейня не вышла на запланированную рентабельность, я всем занимаюсь сам, — рассказывает Денис.
Идея запустить бизнес появилась у Дениса давно, но воплощать ее он начал только в 2020 году. На подготовку ушло полтора месяца и около 600 тысяч рублей. Ремонт владелец делал своими руками, закупал оборудование тоже сам.
— Кофейня реализовалась очень неожиданно: я озвучил идею своему товарищу Евгению Борзову, владельцу пекарни «Быть добру», а он предложил партнерство. Кстати, поэтому у меня нет проблем с арендой помещения. На обустройство я потратил около 600 тысяч рублей — это не глобальные вложения. Особенно при условии, что весь ремонт я сделал сам. Кроме того, мне помогали друзья, даже стойку мы смастерили сами, — говорит предприниматель.
Деньги на открытие нашлись сравнительно быстро — до старта бизнеса Денис работал в охране и занимался шитьем.
— В основном я шью для себя, но иногда делаю экипировку, шью ошейники-шлейки для собак, сумки, рюкзаки и даже основы для бронежилетов. Это небольшое дело даже имело свое название «Статическое ателье 7:40» — моя фамилия Шульман, так что сами понимаете, откуда эти цифры. Там я зарабатывал какие-то деньги, которые вкладывал в кофейню. Но это тоже было скорее хобби, чем бизнес, а сейчас я вообще ничем, кроме кофейни, не занимаюсь, — рассказывает герой.
Жак Ив Кусто, пароход «Генерал Коцебу» и козья ферма
Кофейня не первый бизнес Дениса. Несколько лет назад герой был владельцем козьей фермы Koza-Za, сыроделом и производителем молочных продуктов. Все началось с покупки дома в Родионово-Несветайском районе и пяти коз породы американская ламанча — каждое животное стоит около 70 тысяч рублей. В дальнейшем стадо выросло до ста голов.
— В отличие от «Кофе Кусто», открытие фермы было импульсивным, необдуманным решением. Я и тогда работал один, только спустя время ко мне присоединилась супруга. Основная проблема была с кадрами — никто не хотел работать. За время, пока у меня была ферма, я понял, что козы настолько же умны, как и собаки, их даже можно дрессировать. Но это занятие очень тяжелое, неблагодарное. Ферма просуществовала три года, потом мы вынуждены были ее закрыть. Это очень болезненная история для меня, — говорит Денис.
Проект Koza-Za оказался неудачным, и после закрытия Денис был в тяжелом эмоциональном состоянии, выбраться из которого ему помогла подводная экспедиция «Нептун».
— Я попал туда случайно, меня пригласил мой знакомый Роман Дунаев. Эта поездка дала мне возможность перезагрузиться, и я вернулся в нормальное состояние. Наша экспедиция нашла у мыса Тарханкут в Крыму пароход «Генерал Коцебу», затонувший в 1895 году, — первое русское судно, прошедшее Суэцкий канал. На его борту был даже Айвазовский, — поясняет Денис.
Дайвером герой стал еще до фермы, какое-то время работал инструктором по погружениям. То есть морская тема в жизни Дениса появилась очень давно. Кстати, название кофейни «Кусто» — это собирательный образ, а не дань уважения конкретному человеку. Этот исследователь и правда является «фундаментальным камнем в стене кофейни», но даже на логотипе нарисован морж, а не Жак Ив Кусто.
— Наша концепция — это та самая чашка кофе воскресным утром, когда отец заходил в комнату, включал телевизор, а там показывали передачу «Одиссея Кусто». Это яркие впечатления из детства и юности, которые хочется передать гостям. И благодаря идее с названием моя знакомая подарила мне автограф исследователя. Она жила в Константиновске, через который когда-то проходило судно с командой Кусто, там она его и получила, — говорит Денис.
О будущем
В будущем герой планирует открывать еще несколько кофеен, но с другими концепциями. Возможно, за основу бизнесмен возьмет Эрнеста Хемингуэя или Джека Лондона. Но перед этим нужно выйти на рентабельность и расширить «Кофе Кусто».
— Не могу сказать, что сейчас это полноценная кофейня, наш формат — to go, но хочется расшириться, добавить кухню. Я вообще планировал через полгода после открытия первой точки открывать вторую. А в течение года запустить их как минимум три. Теперь по поводу сроков я ничего не могу сказать — закончится самоизоляция, тогда и буду планировать. Но хочу отметить, что выручки выросли за первую неделю июня. Так что, по моим подсчетам, уже через 1–2 месяца «Кофе Кусто» начнет приносить прибыль, — добавил Денис.
Пока что бизнес держится только на его владельце — на его харизме и доброжелательности. Денис говорит, что за время пандемии выучил имена всех постоянных гостей — сотрудников офисного центра, в котором находится и наша редакция, жителей окрестностей и сотрудников соседних компаний. Их больше 70 человек.
— Я считаю, что самое важное — давать людям качественный продукт, а он не может быть приготовлен на плохом сырье. Еще мне кажется, что я беру аудиторию харизмой, и это искренняя доброжелательность. Я даже пока что не делал никакой рекламы, только сарафанное радио. Да, у кофейни есть аккаунт в Instagram, но там чуть больше ста подписчиков, я веду его сам. Но я надеюсь, что скоро все изменится, — подытожил Денис.
Ограничения нанесли урон всей ростовской бизнес-среде — мы уже рассказывали о том, как выживает в коронакризис семейный книжный магазин, как идут дела у свободного пространства «Циферблат», и выяснили, как пандемия повлияла на рынок товаров для животных. Если у вас есть свое дело, поделитесь с нами, как вы его создавали и как переживаете нынешние трудные времена.