Ранним утром 18 июля в лесопарке Сосновый Бор рядом с улицей Орской был найден мертвый конь. Он был завернут в несколько ковров. Его обнаружили ростовские конники. Сотрудники полиции выяснили, что животное принадлежало ростовчанке Элле Топильской. Вечером того же дня полицейские забрали у Топильской семь оставшихся лошадей.
О жестоком обращении с конями заговорили в соцсетях в апреле этого года. Сначала речь шла о девяти животных, которые голодали и не получали должного ухода. Потом стало известно, что одна из лошадей скончалась от истощения.
В середине июля история получила печальное продолжение — у хозяйки умер еще один конь. Совсем недавно она утверждала, что с лошадьми всё хорошо и что они находятся в идеальном состоянии. Сообщество конников Ростова же било тревогу и опасалось за жизнь остальных семи животных. Корреспондент 161.RU выяснил подробности этой истории.
С чего всё началось
В феврале этого года в конноспортивном клубе «Амулет» появились девять лошадей. Рина Денейко, владелица «Амулета», рассказала, что ее предупреждали: хозяйка лошадей Элла Топильская не платит за простой лошадей и не следит за их здоровьем и питанием. Рина согласилась принять ее лошадей, только потому что об этом попросил знакомый конник.
Лошадям нужны шестиразовое питание, выгул, специальная подстилка и сено, ежедневная уборка в стойле и купание. Элла обещала Рине правильно содержать животных и платить за корм, но позже отказалась от всех услуг конюшни. Платила только за коммунальные услуги и сторожа.
Рина Денейко заметила, что у лошадей нет сена, а позже поняла — животные не доедают. От голода лошади начали грызть деревянные перегородки. По возможности в конюшне подкармливали лошадей и подсыпали сена, но этого было недостаточно.
— Они съели половину дерева в стойле. Сена же нету постоянно. Нам жалко лошадей — у нас они хотя бы круглые стояли, а не так, как сейчас, — кожа да кости. Я поставила Элле условие: «Ты лошадям завозишь сено и подстилку и тогда стоишь у нас дальше». Она не согласилась, забрала всех животных, переехала в очередную конюшню, — рассказала Рина Денейко.
Пока лошади еще были на постое в «Амулете», конь по кличке Хребет из-за голода начал страдать от колик. Тогда Элла с лошадьми перебралась в новую конюшню, где конь скончался.
— Элла сняла место в конюшне КСК «Престиж» на улице Орской. Там были только ее лошади. Следить за ними было некому. Один конь там погиб. Насколько я знаю, Элла никого не оповещала, а просто закопала эту лошадь в роще. Хотя по правилам она должна была оповестить ветеринарную службу. Это падёж, это серьезно, — добавила Рина Денейко.
Конники Ростова, узнав об этой ситуации, пытались убедить Эллу и ее мать Нэлли перестать мучить животных или продать их. По словам Рины, женщины перестали выходить на связь. К лошадям никого не пускали.
— Когда я услышала о проблеме с лошадьми, то начала убеждать Эллу. В то время, когда они были на постое в «Престиже», я тоже приезжала туда, хотела взять в аренду эту конюшню. И увидела, что лошади ветеринарно не обслуживаются, услуги коваля тоже не оказываются, хотя они катастрофически животному нужны (коваль чистит лошадям копыта и ставит подковы. — Прим. ред.). Это было страшное зрелище, — рассказала Антонина Зима, инструктор по верховой езде КВЕ «Кентавр».
Антонина рассказала, что в 2014 году продала Элле Топильской лошадь. Тогда Элла убеждала Антонину, что лошадь получит хороший уход и будет стоять в своей конюшне, которая почти построена. В то время Элла и ее мать Нелли могли позволить себе породистых лошадей стоимостью от 200 тысяч и выше. Женщины содержали их в дорогих конюшнях. В общей сложности они тратили на это до 500 тысяч рублей в месяц.
Антонина утверждает, что сейчас у женщин нет денег даже на еду. Несколько лет назад у Эллы погиб отец, состоятельный бизнесмен. С тех пор Элла и ее мать теряют свой финансовый достаток. Элла набрала долгов и переходила из одной конюшни в другую, но лошадей продавать отказывалась.
— За аренду конюшни, в которой лошади стоят примерно четыре месяца, женщины не платят. У них нет денег на корма. При неправильном уходе у лошадей развиваются денниковые пороки — это психологические сдвиги у лошадей (нарушения поведения животных — прикуска, медвежья качка и другие. — Прим. ред.).
«Суповой набор, а не кони»
В начале июля у Эллы случился конфликт с хозяйкой конюшни на Орской Татьяной Нагорной. Татьяна создала кооператив и требовала в него вступить. За это она требовала 300 тысяч. Когда Элла отказалась, ее вместе с лошадьми выгнали на улицу.
Три дня лошади провели на привязи в роще на заброшенном участке. Когда конники об этом узнали, они приехали посмотреть на состояние лошадей и ужаснулись — животные не могли нормально стоять на ногах. Когда лошадей попытались поднять, они стали падать и душиться на веревках. Антонина Зима просила продать обратно ее бывшую лошадь за 100 тысяч, но получила категорический отказ.
— Мы вызывали полицию. Но полицейские только развели руками, сказали: «Ну что мы можем сделать?» Я настояла на том, чтобы они приняли коллективное заявление. Нас там было человек 15–20. Приняли, — рассказала Антонина Зима.
Тогда же активисты заметили, что коней стало семь. Куда делся конь по кличке Аякс — неизвестно, но конники уверены, что он умер и тайно захоронен. Они утверждают, что еще одна лошадь отказалась есть.
— Животные жить не хотят уже, а хозяйки катают на них детей. Хоть КАМАЗ, хоть поезд проедет — лошадь будет просто стоять на месте, потому что сил нет. У них есть один конёчек, он выглядит еще так себе. Но когда я увидела других — там суповой набор, а не кони, — рассказала Антонина Зима.
Мы связались с Нэлли, матерью Эллы Топильской. Во время беседы она оговорилась, что у них не всегда хватает денег на лекарства, но тут же заверила — кони всегда сыты и получают лучшие корма.
— У нас в идеальном состоянии лошади. Можем вам сфотографировать, прислать, но так, чтоб вы не показывали это всему Ростову. На фотографии будет дата. Денники чистые, сена полно, травы полно, — рассказала корреспонденту Нэлли Топильская.
Также Нелли заверила: всё, что о них рассказывают, — ложь. Это, по словам женщины, происки завистников. Прокатом они не занимаются, только катают бесплатно детей до пяти лет, а кони проходят все необходимые ветеринарные проверки и отлично себя чувствуют.
Также Нелли Топильская подтвердила смерть одного коня. По ее мнению, он умер от старости.
— Этому коню было 26 лет. Мы его вытягивали, как могли. Но уже ничего нельзя было сделать. Да, он сильно похудел. Он умер, — рассказала Нелли (в среднем лошади живут от 25 до 30 лет. — Прим. ред.).
Хозяйки лошадей предложили приехать на конюшню и самим всё увидеть. Они обещали предоставить доказательства плохого отношения к лошадям уже в КСК «Амулет» — видео с пьяным конюхом.
— Только приезжайте одна и всё посмотрите. Но только так, чтобы это осталось между нами, — заявила Нэлли.
Но на следующий день ни она, ни хозяйка лошадей не брали трубку.
Истощение и худоба
По словам ветеринара Владимира Нетруненко, состояние лошадей было неидеальным. Владимира вызвали осмотреть коня по кличке Аякс. В заключении ветеринар отметил, что у лошади не было желания есть и пить. Конь не мог стоять на ногах и мучился от болей. У него были крайние истощение и худоба, а также ряд неутешительных диагнозов — гепатит и пироплазмоз (острое инфекционное заболевание. — Прим. ред.). Чтобы животное не страдало, Владимир рекомендовал эвтаназию.
— В ходе осмотра отмечено несоответствие норм условий кормления и содержания, а именно: отсутствие принудительной вентиляции (аммиачный запах), не производилась своевременная уборка за животными, на полу в денниках значительное количество каловых масс, мочи. Уборка денников по количеству продуктов метаболизма животных не проводилась до 30 дней (в конюшне на Орской. — Прим. ред.), отсутствие сена и воды, присутствует истощение у других животных, — написал Владимир про содержание животных.
«У нас отжимают коней»
Опасения конников, что Аякс умер, подтвердились. Стало известно, что в ночь с 17 на 18 июля в лесопарке Сосновый Бор был найден мертвый конь. Чтобы запах не распространялся, тушу завернули в пять ковров. На место были вызваны сотрудники полиции и ветеринарных служб для фиксации смерти Аякса. Конники сообщили, что в прокуратуре обещали дать ход делу о жестоком обращении с животными. Вечером 18 июля коней изъяли до суда.
Сегодня, 19 июля, с корреспондентом 161.RU связалась мать Эллы. Она заявила, что у них хотят «отжать» дорогих породистых лошадей, чтобы заниматься прокатом. По ее словам, сотрудники полиции и ветеринар куплены.
— Этой ночью полиция увезла наших лошадей. Нам даже не показали постановление. Они лезли в окна и открывали конюшню. Моя дочь Элла сказала, что ее побили. Участковый не защитил ее. По их словам, она воспрепятствовала правоохранительным органам, но меня там не было. Элла осталась в полиции до утра. Будет административный суд. Соседи могут подтвердить, что мы никогда не использовали лошадей для проката, катали только маленьких детей бесплатно. — рассказала Нэлли Топильская.
Нэлли признала, что конь, которого нашли в роще, принадлежит им. По ее словам, конь всегда был не очень здоровым. По словам матери, Элла купила его, когда коня везли на бойню.
— Его бы шесть лет назад еще съели, а мы купили его за 40 тысяч рублей и продлили ему жизнь, — говорит Нэлли.
По словам женщины, когда конь умер, она с дочерью решила похоронить его в роще. Почему они не известили ветслужбу, Нэлли не объяснила.
В донском главке подтвердили что на Эллу Топильскую поступило заявление по статье «Жестокое обращение с животными». Сейчас проводится проверка.
Дарья Гладкова