Проект планировки территории у Гребного канала от компании «ЮгСтройИнвест» под новые многоэтажки успешно прошел публичные слушания — на которых по печальной ростовской традиции не было участников. «Против пятаков в глазах здравый смысл недееспособен», — считает директор Южного градостроительного центра Сергей Трухачев. В беседе с Мариной Гаричян он обозначил больные места будущего жилого района и указал на вседозволенность по выбору этажности домов.
Указанные «ЮСИ» параметры впечатляют: для некоторых объектов максимальная высота — до 45 этажей. Представители застройщика пока не дали редакции 161.RU дополнительных комментариев по ним.
— Я неоднократно говорил о том, что инженерно-геологическая ситуация под новыми районами застройки не изучена. Нет и понимания того, как пойма в целом работает в геологическом отношении, как массовое строительство высотных домов и подсыпка грунта для их строительства скажется на подтоплении окружающих территорий. Для этого нужны комплексные исследования всей поймы, которые никто выполнять не собирается. Да, в рамках подготовки проектов планировки на деньги застройщиков проводятся инженерные изыскания, но это происходит только в той локации, где собираются строить, — объясняет Трухачев.
В старом аэропорту, который так же осваивает «ЮСИ», в прошлом году разрешили строить доминанты до 50 этажей. Часть левого берега ограничена высотой 100 метров для новых построек, это около 32 этажей: предельную высоту увеличили в прошлом году. Но для участков под новый проект «ЮСИ» ограничений нет, подчеркнул Сергей Трухачев.
— Территория восточнее Гребного канала, для которой и разрабатывается проект планировки, расположенная как раз там, где протекал Моечный ерик, обозначенный на всех старинных картах поймы, отнесена в Правилах землепользования и застройки к зоне ПО-1, а именно к контуру ПО-1/3/1. Это так называемая зона перспективного освоения первого типа. Ее регламент содержится в 46-й статье ПЗЗ, в пункте 4.2 которой указано, что для высотного жилищного строительства высота и этажность вообще никак не устанавливаются.
45 этажей и 150 метров высоты — это еще не предел. То же, кстати, касается и громадного списка объектов общественно-делового назначения, включенных в регламент.
По словам эксперта, площадки таких жилых домов должны быть озеленены на 25%. Но, судя по всему, есть варианты:
— А если застройщик потратит копеечку на разработку документации по планировке территории (что он и так обязан делать по статье 26 тех же ПЗЗ), то зелень на участке сожмется до 15%. В общем — всё, чтобы застройщику было хорошо. Это вот такой градостроительный лайфхак от администрации Ростова.
В аннотации описывался один микрорайон смешанной жилой застройки, состоящий из домов с подземной парковкой, общественно-деловых объектов и зон отдыха. Здесь планируют больше 20 домов. Общая площадь жилья может составить более 1,1 миллиона квадратных метров.
— В случае с территорией восточнее Гребного канала прежде всего нужно строить дороги. У меня пока складывается ощущение, что все расчетные 28 тысяч жителей (а по факту их будет больше) поедут в центр через узенькие дороги около «Акватории», которые являются, по сути, распределительными для парковки болельщиков, — говорит собеседник редакции.
В целом же, по его мнению, транспортная ситуация ухудшится. Чтобы представить реальную численность населения Левого, Трухачев советует суммировать заявленные застройщиками расчеты количества жителей по всем трем пятнам — уже строящегося «Левобережья» и анонсированных — и увеличить вдвое.
— Две трети этих людей будут трудоспособными, примерно половина каждое утро в час пик будет ехать в центр. Какую-то часть возьмет на себя автобус, но, учитывая общую ситуацию с деградацией общественного транспорта в городе, вряд ли это решит проблему. Большинство всё равно будут пользоваться личным автотранспортом.
Относительно более отдаленных перспектив Левого берега и последствий застройки Сергей Трухачев настроен пессимистично. Он говорит, что «люди, имеющие хоть какие-нибудь деньги, будут стремиться съехать отсюда, а кварталы будут постепенно заселяться мигрантами и маргиналами».
— Люди, инициировавшие этот процесс, живут по принципу «после нас — хоть потоп» (применительно к пойме — в прямом смысле). Пойма будет заболачиваться от регулярных подтоплений. Кварталы, построенные вдали от нормальной городской жизни, будут деградировать.
Более-менее благополучная жизнь, считает Трухачев, будет в «Левобережье» (ЖК восточнее стадиона от «ЮСИ», где уже сдали несколько домов. — Прим. ред.) благодаря его близости собственно к городу.
— Если в районе между «Тачанкой» и «Мегамагом» построят ветку скоростного трамвая, выходящего на Ворошиловский мост, то там также будут относительно получше. Но, думаю, на такие инфраструктурные вливания город не сможет пойти ввиду того, что транспортной инфраструктурой в самом Ростове тоже необходимо заниматься. Так что хороших перспектив для города здесь мало.
Сергей Трухачев неоднократно подчеркивал опасность появления многоэтажек в пойме Дона.
Ранее специалиста исключили из состава Комиссии по землепользованию и застройке при администрации города.