
В Ростовском областном суде опросили представителя Росимущества, чтобы понять, как рощу СКА отдали под застройку — территорию пытаются вернуть в собственность города и защитить так деревья. Ростовский юрист Ирина Якымив, побывавшая на заседании, рассказала корреспонденту 161.RU, как отвечала начальник юридического отдела территориального управления Росимущества Виктория Ливаднова.
В 1998 году Ростовская квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) выделила около 1,3 гектара в роще под эксплуатацию стадиона СКА. В дальнейшем Росимущество передало участок в федеральную собственность, и уже потом его разбили на три части.

— Я прекрасно помню эту историю. После выделения участка в 2016 году житель Ростова, прогуливаясь по роще СКА с собачкой, решил, а что это тут федеральная земелька не выделена. Он подал заявление в теруправление Росимущества, где написано: «С целью предоставления мне в аренду данного земельного участка прошу сформировать схему». То есть он шел по лесу городскому и надумал, мол, сформируйте мне здесь участок федеральной собственности, я его хочу в аренду взять, — вспоминает юрист Якымив.

По словам юриста, в суде Ливаднова будто не понимала, о чем спрашивает судья.
— Судья каленым железом пытала ее. Она спросила, а что сейчас любой гражданин может прийти и сказать: «А сформируйте мне земельный участок?» Она начала юлить, мол, я не знаю и прочее. Судья продолжила, мол, каким административным регламентом вы руководствуетесь в вашей работе? Она говорит: «Я не помню. Мы всё написали письменно». Судья говорит: «Кто мы?» — пересказывает заседание юрист. — Суд поинтересовался, какой отдел, служба и специалисты занимаются у них проверкой при осуществлении регистрации прав. В ответ Ливаднова сказала: «Там очень длинное название, я точно сказать не могу, не помню. Я не понимаю, о чем вы спрашиваете».
Каким образом Росимущество получило право на участок, начальник юротдела не ответила. Зато Ливаднова сообщила, что данный гражданин предоставил паспорт и свидетельство, что он кадастровый инженер. Якобы заявление о формировании участка писал именно он.

— Судья, не выдержав, спросила: «Вы хотите сказать, что любой обычный гражданин напишет вам заявление, предоставит паспорт и бумажку от Минобороны и гектары земли переоформят? Мол, на каком основании, чем руководствовались, какие прошли процедуры проверки, что вы утверждаете, что данный участок внезапно из муниципальной собственности перешел в государственную? Кто и как проверял документы? Понимаете? А она повторяла: «Я не помню», «Я не знаю», «Я не понимаю».

В итоге судья перенес заседание на 15 ноября со словами: «Вы сейчас представляете интересы Росимущества, поэтому мы у вас и спрашиваем. Я это вынуждена уже в шестой раз говорить».
«Пусть придет тот, кто понимает и сможет пояснить суду»
Другие участники заседания аплодировали судье за слова, уверяет Якымив.
Юрист отметила, что Росимущество решило, что участок — государственная собственность, несмотря на протест прокуратуры Ростовской области. По ее словам, когда встал вопрос о возбуждении уголовного дела против сотрудников теруправления Росимущества, которые умудрились на основании одной бумаги зарегистрировать два земельных участка по разным адресам, начались разбирательства.
— Это не мешало им указать, что там один участок, хотя регистрация одного участка на Фурмановской — это Ворошиловский район, а второго на Измайловском — это Первомайский район. Куда смотрел Росреестр, когда регистрировал право? А всё просто. Берешь два регистрационных дела, смотришь, есть ли там одинаковые правоустанавливающие документы, то есть это свидетельство 1998 года [Ростовская КЭЧ]. Как два документа могут быть основанием для регистрации двух разных земельных участков? У нас, знаете, по одному билету два раза в кино не ходят, — резюмировала Ирина Якымив.

В июле 2022 года Ленинский районный суд отказался вернуть участок рощи СКА в собственность города под зону городских лесов. Жители и чиновники подавали коллективный иск, но суд отказал всем. Причем даже бывший глава Росимущества Василий Федоренко заявлял: юридический отдел неверно зарегистрировал земельный участок. В планах властей и активистов — обжалование решения суда. В июле 2023 года земля снова стала федеральной. В октябре 2022 года ростовчане высказали опасение, что участок отдадут под жилую застройку.