Атмосфера рынка — стоять на картонке, примеряя новые джинсы, пока продавщица суетится рядом и нахваливает свой турецкий товар. Время будто застыло среди рядов китайского, турецкого и среднеазиатского ширпотреба. Вот только стоит пообщаться с торговцами, окажется, что турбулентность 2022 года нарушила и эту стабильность.
Поездки на рынок всегда утомительны: бродишь среди висящей и лежащей одежды, выискивая глазами будущую обновку. Но мы приехали не за новой курточкой модной и такой тепленькой, которую еще наши дети носить будут, а за информацией. Что на Темернике, что на Центральном рынке журналистам не особенно рады.
— Нет-нет, меня с рынка выгонят, если правду скажу.
Так и бродим по бесконечным рядам Темерника. У всех разные причины отказаться разговаривать: кто-то просто не хочет, кто-то стесняется своего внешнего вида или скромных ораторских качеств, кто-то боится камеры.
«Не, я матом только могу сказать, а вы такое вырежете»
Другой сценарий: одна мастерица рыночного дела отказывается, но тут же начинает искать замену среди соседок.
— Оль, ну давай, ты ж в телевизор хочешь? Нет? Ну, Ань, давай, популярной будешь.
Что изменилось за год?
— Мы ожидали худшего, — передает общее настроение одна из продавщиц. — В общем-то, справились, нормально всё. Но не можем загадывать вперед, что будет. Сегодня день прожили, продали и классно. Что будет завтра — мы не знаем.
Торговцы с Темерника подмечают очевидную тенденцию: за год стало намного больше покупателей из Донецка и Луганска. Многие специально ездят в Ростов за покупками. Здесь людям из Донбасса рады и готовы делать скидки. Продавцы считают, что ростовчане всё чаще покупают вещи онлайн, соседи себе такого позволить не могут.
— Здесь не кричат об этом, но у любого спроси, если нужно, мы что-то и почти даром можем отдать. Люди же в беду попали, как не помочь, — признает продавщица.
На Центральном рынке в первую очередь жалуются на присвоение площадке статуса торгового центра, из-за чего приходится чипировать обувь.
С 2019 года в стране действует система по борьбе с контрафактной обувью, предполагающая обязательную маркировку товаров QR-кодами. Просканировав такой, покупатель может узнать, откуда прибыл товар.
— На рынке стоят, наверное, 80% пенсионеров, взрослые люди, — уточняет женщина за прилавком с одеждой. — Вот нужно теперь работать с этими чипами, надо как-то в интернете их вводить, в общем, нужно с этим разбираться. То есть нам, пенсионерам, или торговать надо, или надо вот разбираться с этими чипами.
Торговцы отмечают и возросшую зависимость от курсов валют. Один и тот же товар в разные дни можно купить по разной цене. Хозяйка одной из точек признаётся, что колебания порой приходится компенсировать себе в убыток.
«Иначе придется повышать цену на товар и его вообще не купят»
Большинство везет товар из Москвы, куда тот попадает из Китая. Можно встретить одежду из Киргизии и Узбекистана. Турецкие вещи остались, только, по словам торговцев, их товар значительно подорожал.
— У меня 50 на 50 — Китай и Турция. В принципе, те фирмы, с которыми мы работаем, остались, — рассказывает продавщица джинсов.
Она считает, что на рынках — особенно на фоне санкций — ассортимент куда больше, чем в шоурумах и массмаркете. Ведь многие торговцы сохранили своих поставщиков. Продавцы уверены и в качестве своего товара, считают, что оно никак не изменилось. Пусть цены немного поднялись, торговцев больше всего беспокоит низкий спрос.
— Я за сегодня две вещи продала, — вздыхает одна из продавщиц. — Раньше люди приезжали, например, брали шорты и пять футболок, а сейчас хорошо, если две возьмут.
Говорит, что выручают оптовые покупатели, в том числе с Украины. Переспрашиваю, имеет ли она в виду Донбасс. Отвечает: нет, речь именно про Украину.
Все продавцы ждут сезона, который должен начаться к концу весны. Здесь надеются, что когда потеплеет, то народ потянется к родным картонкам.