Строительство западной части Ростовского транспортного кольца стартовало зимой, но участок через Кумженскую рощу — самый проблемный — пока на согласовании. Чтобы приступить к проектированию, власти города должны вывести территорию из состава городских лесов и передать правительству области. А чтобы осуществить это, администрация должна провести вопрос через публичные слушания и гордуму. Корреспондент 161.RU Александра Шевченко рассказывает, как прошли слушания, ни один участник которых не поддержал планы властей.
Зачем нужна Западная хорда?
Дорога станет частью транспортного кольца, которое позволит транзитному транспорту и особенно большегрузам объезжать Ростов. По задумке областного Минтранса, хорда станет и дублером загруженной улицы Малиновского. Почему дорогу решили пустить через Кумженскую рощу — городской лес и место расположения воинского мемориала? Потому что в Минтрансе подсчитали, что трасса по альтернативному маршруту стоила бы дороже.
Кумженская роща занимает почти 36 гектаров, а для строительства хорды властям нужно чуть больше гектара. Формально на слушаниях решался вопрос об изменении назначения этого участка. Фактически — судьба 869 деревьев и 57 кустарников, которые, по предварительной оценке, придется вырубить при строительстве дороги.
Как объяснила на слушаниях представитель Ростовского лесничества, вырубка согласуется со 116-й статьей Лесного кодекса, которая запрещает сокращение площади городских лесов. Просто вместо гектара в Кумженке высадят лес на трех гектарах в другом месте. То есть парадоксальным образом снос деревьев должен увеличить площадь городских лесов Ростова. Но никого из участников слушаний такое объяснение не устроило. И у них были свои резоны.
«Не является предметом обсуждения»
Место собрания — кинозал библиотеки. Все места в партере заняты, на боковых рядах не так тесно, но слушатели есть. На сцене — три человека: главный архитектор Юрий Берестов, глава департамента архитектуры Глеб Мельников и начальник отдела реализации генплана Дарья Борисова. Говорил тем вечером только Мельников.
Юрий Дегтярев — председатель территориального общественного самоуправления «10-й Микрорайон» — ждал у сцены, чтобы взять слово.
— Вы выводите гектар земли из состава городских лесов, подставляя другой на границе с Мясниковским районом. И говорите: «Мы вам возобновим». Мне и моим внукам по фигу. Тот «Левенцовский-2», что вы будете строить, мне по фигу. Мне важна эта роща, которую сажали мои деды и деды моих соседей, которые меня уполномочили здесь выступать. Мне глубоко по фигу, что где-то там на Сухочалтырской балке ее возобновите — вот этот кусочек, который только через 20 лет превратится в рощу. Мне глубоко по фигу — мне нужна эта роща. Мало того, вот эта на 40-метровой высоте эстакада задавит наш мемориал.
«Останки, которые были найдены, я перезахоранивал. Вы опять их трогаете и унижаете. Это уничтожение всей памяти. Тем более в этот военный момент»
— Вы делаете непомерную глупость, которая отразится не на нашем поколении — на моих внуках отразится. Мы забудем свою память. Я не смогу привести внуков туда, сказать: «Здесь твой дед похоронен. Вот эту рощу сажал твой отец». Нельзя! Нельзя трогать! Я выражаю мнение своего 10-го микрорайона. За моей спиной 50 тысяч человек. Пусть не все сейчас проголосуют, но знайте: все до одного против уничтожения Кумженской рощи.
— Ни в коем случае память трогать нельзя, — отвечал ему Мельников. — Вы правильно сказали. Но у нас есть постановление правительства, которое говорит: «Утверждена планировочная документация». Администрация города здесь не принимала решения. Но трасса эта не проходит по территории мемориала. Это не предмет текущих обсуждений. Мы фактически меняем зону, не вмешиваясь в процесс строительства, в процесс изменения границ городских лесов.
Строительство Западной хорды через Кумженскую рощу еще не утверждено. Чтобы стало возможным формирование трассы на этом месте, нужно изменить зону разрешенного использования под участком. Для этого и провели публичные слушания.
Кому это нужно?
— Строительство — это моя тема, которой я занимаюсь больше 30 лет. Позвольте, сделаю пару замечаний. Мы остановились на Кумженской роще. А в чем дело? Кому это нужно? Эта Западная хорда — кому она нужна?
Игорь Скрягин представился как «эксперт по проектному финансированию, специалист по строительству и инвестициям, член экспертного совета при ТПП, кандидат экономических наук». Он действительно представлял Торгово-промышленную палату Ростовской области на мероприятиях.
— Мне как специалисту понятно, для чего это нужно. Чтобы вокруг этой дороги понастроить человейников, уродливый образец которых на Державинском спуске стоит. Это нужно выгодоприобретателям от процесса строительства, — отметил Скрягин. — У меня нет конкретных обвинений — я просто указываю причину.
Историю с Западной хордой он назвал «ничтожной сделкой».
— С точки зрения того, кто принимал решение — это самоуправство, — заявил Скрягин. — С точки зрения разрешения на строительство — а это уже сделка между двумя сторонами — преступный сговор. Опять же никаких конкретных обвинений. Просто те, кто вовлечен в процесс зарабатывания денег на Западных хордах, должен помнить об этом.
«За сколько лет выросла Кумженская роща? Принимаем решение: давайте вырубим — не всю, но часть. Зачем? Сколько эти деревья росли?»
— Когда-то это был полуостров, где не было ни одного дерева. У нас в Ростовской области дерево растет очень долго и очень трудно приживается. Имеем мы право просто взять этот участок леса и поменять статус — то есть фактически дать разрешение на вырубку? — отметила участница слушаний. — Вы хотите, чтобы у людей, которые пришли на могилу, привели внуков, над головой гремела трасса? Хотите посадить новый лес? Сажайте. Но против этой вырубки люди, которые там живут. Не хотим вырубать часть Кумженской рощи: для дороги, для жилья — для чего угодно.
Ж/д пути, поселок, и всё
Игорь Тихоненко — один из группы ростовчан, которые судятся с региональным правительством из-за проекта Западной хорды. По его словам, постановление, на которое ссылаются городские власти, «не существует в природе».
— Получить его копию нам не удалось даже через суд, — заявил он. — Мы проехали на эту территорию, которую нам дали в Мясниковском районе [для компенсационной высадки деревьев]. Не в Ростове, заметьте. Увидели, что там с двух сторон железнодорожные пути, с третьей стороны поселок дачный. И всё. Проникнуть туда невозможно физически. Великолепно! Здесь мы сокращаем, а там — в Мясниковском районе, в балках, куда добраться невозможно и где ничего не вырастет, потому что невозможно обслуживать деревья, — нам компенсируют что-то
Тихоненко напомнил, что в последние годы Ростов только теряет леса.
— Нет у нас [в городе] территорий для альтернативных высадок. Что мы имеем? 37 гектаров Александровская роща — уничтожили, нигде ничего не вырастили. Левобережная зона — уничтожили, попытались там что-то возле стадиона вырастить, ничего не выросло, всё засохло. Кто-то отвечает? Нет, никто не отвечает. Первая часть проекта [Западной хорды] проходит от Таганрогского шоссе до ТЭЦ-2 на Западном. Там уничтожено почти 50 тысяч деревьев. Не знаю, сколько это по площади. Наверно 200 гектаров. Кто-нибудь заикнулся, что это подлежит компенсации? Компенсировать обязательно нужно, но где? Все эти разговоры о компенсационных зонах — миф.
«Ничего этого нет, не будет, и надо об этом забыть. Если люди готовы с этим смириться, значит, это наш приговор»
На публичных слушаниях 21 марта о проекте хорды и сносе части Кумженской рощи высказалось около десяти человек. Ни один из выступавших не поддержал строительство трассы ценой уничтожения деревьев.
Заключение с результатами публичных слушаний должны опубликовать на сайте администрации до 7 апреля.