В конце прошлой недели в многострадальный дом № 4 в Кривошлыковском переулке принесли исполнительные листы на выселение. Собственникам дали пять дней, чтобы добровольно покинуть жилье. Но, как утверждает юрист Ирина Якымив, некоторым жильцам до сих пор не выплатили средства на найм арендного жилья, и людям приходится ждать денег в пятиэтажке.
Очередной экскаватор
Вечером 12 января к пятиэтажке пригнали экскаватор. «Что-то откопать», — как сказали кривошлыковцам рабочие. Жильцы начали опасаться, что может получиться как с домом № 104 на Социалистической — его случайно повредили при сносе соседнего.
— Многие решили, что сейчас будет реновация по-ростовски, — сказала в комментарии 161.RU местная жительница Мария Зинькова. — Мы сообщили нашим юристам, и те написали быстро прокурору. После чего в течение 15 минут экскаваторщик уехал.
На следующий день у пятиэтажки начали собираться незнакомые жильцам люди — как выяснилось, работники муниципальных учреждений «Безопасный город» и «ЖКХ Пролетарского района». Они пришли, чтобы установить камеры на пятиэтажку.
— Спросила, на каком основании они хотят подключить камеры к муниципальным сетям? Администрация за свет не платит. Всё перекрыто и опечатано. Они не знали, что ответить, только бурчали, что это устный указ администрации, — рассказала юрист Ирина Якымив. — Так сотрудники администрации еще торговались с работниками «Безопасного города», мол, надо одну камеру на три подъезда — хотели сэкономить. А те им сказали, что ничего не будет видно. В итоге они сошлись на двух.
Остающиеся в доме жильцы попытались помешать установке камер, указав, что чиновники не провели общее собрание собственников жилья, необходимое для проведения работ.
— Они ставят, а жильцы должны платить? Тогда работники стали искать точку подключения и решили, что на дом незаконно ставить не будут, так как попадать под статью обычные рядовые рабочие не захотели, — рассказала Якымив. — Во время разбирательств и скандала одной из жительниц стало плохо. Мы вызвали скорую. Представляете, до чего довели людей? У нее и так болезнь сердечная серьезная, и она просто сказала: «Всё, я хочу умереть. Я не могу больше».
Жильцы вызвали к дому полицию. После чего работники «Безопасного города» попросили установить камеры на соседнем доме, но его жильцы и УК отказали. В итоге камеры подключили, протянув кабель от здания «Донэнерго».
Срочно выселить
На следующий день, 14 января, приставы принесли жильцам исполнительные листы с требованием о выселении. Бумаги выписали на 17 собственников, остающихся в доме.
В доме № 4 были заселены все 60 квартир. С начала конфликта между жильцами и администрацией в 2020 году и до отключения дома от всех коммуникаций осенью 2022 года большинство отказывалось покидать квартиры, требуя от властей реконструировать пятиэтажку или как минимум пересчитать компенсации по рыночной стоимости.
— Наш юрист Ирина с приставом ходила по всем квартирам, куда пришли исполнительные листы. Для людей, которые получили деньги на съем жилья, там написано, что у них день на исполнение решения, — рассказала жительница дома Мария Зинькова. — Мне пересчитали в суде сумму, но там получилось так, что не стоимость квартиры пересчитали, а добавили средств на съём. Капремонт мне включили в стоимость квартиры. Кому-то вообще его не включили. У меня квартира [по оценке властей] стоит 2,7 миллиона рублей. Ну купи ты в нашем районе за эти деньги квартиру… Такая погода, но людей срочно хотят вытрусить отсюда.
По словам Якымив, многие жильцы не могут съехать в сжатые сроки.
— Я сейчас подготовила заявления об отсрочке на полгода на тех, кому не заплатили сумму найма аренды съемного жилья. Они дали пять дней на добровольный съезд. А юристы говорили в суде, что жильцы смогут спокойно найти себе жилье после того, как деньги получат, — говорит адвокат. — Некоторые жильцы 26 декабря получили деньги: получается, еще 15 дней не прошло, праздники были — какие квартиры? По закону, они имеют право полгода проживать, чтобы спокойно ждать денег и искать жилье.
На сайте управления службы судебных приставов по Ростовской области опубликованы все исполнительные производства. Среди них документы на имя Алисы Логвиновой, которая еще 11 месяцев назад на камеру одного из ростовских телеканалов рассказывала, как она счастлива, что переехала в маневренное жилье в микрорайоне Суворовский, и больше не боится, что дом «рухнет на голову».
— Исполнительный лист поступил и Алисе Логвиновой, которая сразу переехала якобы в маневренный фонд, — подтвердила Якымив. — На нее возбудили исполнительное производство, а сейчас ее выселяют, потому что она до сих пор ключи не сдала. Зато она на всю ивановскую с администрацией кричала по телевизору, как хорошо жить в маневренном фонде. В каком маневренном фонде она живет, если она тут и ключи не сдала. Цирк: такое может происходить только в Ростове, когда тебя просят сняться на камеру, а потом еще и исполнительные листы на тебя подают.
Противостояние большинства жильцов дома № 4 и администрации Ростова длится с лета 2020 года, когда власти впервые попытались признать дом аварийным и добиться расселения жильцов. Собственники квартир, годами собиравшие на капремонт, не согласились и начали судиться. В конце августа 2022-го жильцы проиграли кассацию, в которой требовали отменить решение городских властей о признании пятиэтажки аварийной. Почти сразу дом отрезали от всех коммуникаций, но через месяц вернули только электричество и воду. Отопления и газа там нет до сих пор.
В тот день, когда у пятиэтажки разгорелся скандал с видеокамерами, сити-менеджер Алексей Логвиненко порекомендовал кривошлыковцам брать ипотеки и переезжать в новостройки. Чтобы не уезжать далеко, Логвиненко даже предложил купить жилье в строящейся рядом высотке «СМУ-1».
Дополнение. Администрация Ростова потребовала от редакции 161.RU опровергнуть информацию о том, что власти «нарушают права» жителей дома, и о праве жильцов оставаться в старых квартирах в течение полугода после получения компенсаций. Действительно, жильцы могут лишь обратиться за разрешением остаться, если им некуда переехать. При этом часть поданных заявлений отклонены судом со ссылкой на аварийный статус дома, а часть еще находится на рассмотрении. «Нарушение прав» — не установленный факт, а мнение части жильцов, высказанное представляющим их юристом. Редакция скорректировала две неточные формулировки и приносит извинения администрации, если эти неточные формулировки могли повлиять на оценку действий властей в контексте ситуации с домом в Кривошлыковском переулке, который с ноября остается без отопления — ремонтировать батареи в муниципальных квартирах власти оказываются, а восстановить подачу тепла за свой счет УК и оставшиеся собственники не могут, потому что у них нет доступа в выкупленные городом квартиры.