Накануне утром 34-летний Артем Казанцев беспрепятственно вошел в здание ижевской школы № 88, где когда-то учился. Он достал два пистолета, на магазинах которых красовалось слово «Ненависть». И начал стрелять: погибли 17 человек, еще 24 получили ранения. Большинство жертв — дети. После атаки Казанцев покончил с собой.
После каждой аналогичной трагедии — в Керчи, Перми, Казани — школы по всей России начинали срочно проверять, выявляли многочисленные бреши в безопасности, рассуждали о необходимости задействовать Росгвардию в охране учебных заведений. Корреспондент 161.RU спросила родителей и чиновников о том, как защищают ростовских детей.
По данным на 2021 год частная охрана или сотрудники Росгвардии работали в 70 школах и детских садах Ростова-на-Дону, в 198 учреждениях посетителей проверяли только вахтеры. Во всех школах и детских садах города есть тревожные кнопки, которые напрямую заведены на Росгвардию. Везде установлены камеры, ограждения и рамки металлодетекторов.
Кто защитит наших детей?
После трагедии в Ижевске в редакцию обратились обеспокоенные родители самой переполненной школы региона — № 75 в микрорайоне Суворовский.
— Трагедия в Ижевске — это повод задуматься всем. Я всегда говорю, этих дедушек и бабушек, которые охраняют школу, где учатся наши с вами дети, разве можно назвать охранниками? В них стрелять не надо даже, они и не заметят опасного преступника, — задается вопросом отец двоих детей Александр Миносьянц. — Что предпринимается для адекватной защиты наших детей и будущего нашей Родины в школах? Ростовская область — прифронтовая территория. Опасность более чем реальна.
— Наша школа — лакомый кусок для таких неадекватов. Две тысячи детей в смену учится, часть — дети военных, — считает ростовчанка Екатерина Шкоринова.
Родители обеспокоены тем, что после казанской трагедии в школах начали проверку состояния средств антитеррористической безопасности, но на этом всё и закончилось. Сити-менеджер Алексей Логвиненко тогда заявил, что есть задача найти охранников для всех школ города без исключения, а если будут нужны деньги, то город «попросит дополнительное финансирование из бюджета области». В сентябре 2022-го охранников во всех школах так и нет.
— Помню, провели уроки с детьми, с учителями провели дополнительные инструктажи в случае ЧП, но на этом всё и заглохло. Наши дети под прицелом. В школу, где 4,5 тысячи детей, может зайти любой. Я считаю, что в школах должен быть вооруженный обученный человек из охраны, — поделилась мнением мать троих детей Елена Семенова. — Зачем нам каждый год обещания о безопасности? Чего мы ждем, чтобы не дай бог и у нас произошла трагедия? Тогда власти будут размахивать цветами и говорить «скорбим»?
Что говорят власти?
«В целях недопущения ЧП в образовательных учреждениях Ростовской области, а также учитывая трагические события, произошедшие 26 сентября в городе Ижевске, правительством и Минобразования доведены до образовательных организаций Ростовской области требования о необходимости обеспечить срочные меры защиты», — ответили 161.RU в Министерстве образования.
Там уточнили, что в образовательных учреждениях необходимо обеспечить круглосуточную охрану «штатными сотрудниками». При этом в качестве охраны Минобразования разрешает использовать как сторожей-вахтеров, так и сотрудников ЧОП. По всей видимости, обещанное в 2021 году «дополнительное финансирование» так и не дошло до школ, чтобы обеспечить все профессиональной охраной.
Среди новых требований — не менее одного раза в сутки перед началом занятий проверять не только здания и территорию учебных заведений, но и системы подземных коммуникаций, а также стоянки для автомобилей. Пропускной и внутриобъектовый режим должен соблюдаться постоянно сотрудниками школы, чтобы оперативно реагировать на нарушения.
— Такое требование должно соблюдаться вплоть до доклада должностному лицу. Если такого должностного лица нет, то докладывать необходимо уполномоченному, сотрудникам частного охранного предприятия или штатным сотрудникам, осуществляющим охрану объекта образования, — отмечают в правительстве.
Это означает, что сотрудники школы должны собирать факты: фото, видеосъемка каких-то неизвестных лиц, которые могут проникнуть на территорию школ. В случае если обнаружены подозрительные вещи или припаркованные возле здания автомобили, сразу сообщать об этом. Из нововведений — ежедневные проверки Росгвардией работоспособности кнопок тревожной сигнализации с выводом сигнала на ГБР.
В 2019 году постановлением Министерства просвещения России оплачивать безопасность детей обязали муниципалитеты по всей стране.
Как не допустить агрессию у ребенка?
По мнению ростовского психолога Романа Крюкова, агрессия в школах — факт, который является следствием чего-то. И здесь стоит говорить не про агрессию в школах, а в целом про агрессию у детей.
— Это следствие из того, что происходит в семье ребенка до семи лет. Мы не рождаемся tabula rasa, то есть чистым листом. У нас есть какие-то особенности нервной системы, мозга, скорость протекания психических процессов и прочее, — рассказал психолог. — Но тем не менее основные модели поведения, которые могут впоследствии выстраиваться в более сложные основы: отношения с миром, отношение к себе, к окружающим ребенка людям. Это всё закладывается именно в детстве.
Крюков уверен, что, когда ребенок смотрит на семью, на родителей, как они ведут себя друг с другом, с другими окружающими их людьми, как они ведут себя по отношению к этому ребенку, то и формируется в последствии у человека. Ребенок всё принимает за чистую монету и в дальнейшем использует в жизни.
— Говоря про жестокие компьютерные игры, про игрушки Хагги Вагги, про фильмы какие-то с насилием — это всё, бесспорно, оказывает негативное влияние на человека, а тем более на ребенка. Потому что это общий такой информационный фон, в котором мы живем. Но это влияние ни в коем случае не является решающим. Решающим является то, что закладывается в детстве семьей ребенка, — подчеркивает психолог.
— По поводу трагедии в Ижевске, как и по поводу трагедии в Керчи, Казани больше вопросов именно к системе здравоохранения. Потому что в Казани, по крайней мере, товарищ был психически нездоров. Почему он не лечился, почему ему выдали разрешение на приобретение оружия? Это всё вопросы к системе здравоохранения, а не к школе, не к психологам.
Спасти от необдуманной агрессии своих детей с раннего детства родители могут сами.
— Что делать? Во-первых, реформировать систему здравоохранения психиатрической помощи. Во-вторых, с детства закладывать принципы гуманизма, человеколюбия детям, и тогда всё будет хорошо, — резюмировал Крюков.