Про Москву говорят: «Похорошела при Собянине». Иронично, хотя в этом есть правда. Ростовский сити-менеджер Алексей Логвиненко героем таких — даже шуточных — комплиментов пока не стал. Корреспондент 161.RU Марина Гаричян рассказывает о качественных примерах благоустройства столицы, на которые стоит ориентироваться.
Преображение старых построек
Так называемые креативные кластеры в Москве давно перестали быть чем-то диковинным. Инвесторы вкладывают деньги в старые заводы, склады и фабрики и создают места, где отдыхает, работает и веселится молодежь и туристы.
Один из самых известных примеров — культурный центр «Хлебозавод». Кластер организовали на территории бывшего Хлебозавода № 9, построенного и заработавшего в начале 1930-х. Сегодня на «Хлебозаводе» находится более 130 проектов, среди которых офисы Sony Music Entertainment и Setters, кафе, магазины, ивент-площадки. При этом внешний вид здания максимально сохранили.
По концепции реорганизации завода получилась открытая территория, которая связала пешеходные пути от станции метро «Дмитровская» до еще одного модного места столицы — дизайн-завода «Флакон», находящегося в двух минутах.
— В Ростове на ситуацию влияет несколько факторов. Во-первых, общеизвестно, что все веяния из столиц до периферии всегда доходят с некоторым запозданием. Во-вторых, в процентном соотношении Ростов в разы меньше Москвы по человеческому ресурсу и количеству перспективных мест для развития — как по локации, так и по конкретной перспективности предложений, — говорит основатель общественного движения «МойФасад» Роман Бочарников. — Третьим фактором, полагаю, в последние годы стала и общая нестабильность социально-экономической ситуации в стране. Бизнесу не очень выгодно вкладываться в сильно долгоиграющие или низкорентабельные проекты в условиях недостаточной востребованности горожанами подобных пространств. Хотя положительные примеры у нас, безусловно, есть: из последнего на ум приходят такие пространства, как D30 на Донской и «Вокруг.Центр» на Чехова.
Бочарников добавил, что отсутствие четкой программы продвижения муниципальной исторической недвижимости под коммерческое развитие со стороны администрации города и области «также не добавляет позитива данному процессу».
Год назад в Ростове заговорили о реновации бывшего мукомольного завода у набережной Дона. В проект даже пришли потенциальные инвесторы, а ресторатор Вадим Калинич стал его управляющим. Проект должен был объединить торговые павильоны, рестораны, хостел и апартаменты, частную школу, концертную площадку, фитнес-центр и другие активности.
Но с мертвой точки дело до сих пор не сдвинулось — зато осталась риторика. Логвиненко нашел недочеты в проекте с предварительной стоимостью в 3,2 миллиарда рублей. Он обратил внимание Калинича на проблему окупаемости проекта и добавил, что администрация готова к дискуссии и компромиссам, если увидит «серьезность намерений и источники финансирования». До сих пор со стороны властей поддержки проекта и публичных обсуждений не замечено.
Озеленение здорового человека
Москва в 2021 году впервые вошла в список городов категории А-рейтинга авторитетной международной организации Carbon Disclosure Project (CDP). Она формирует систему информации о выбросах парниковых газов городов, регионов, компаний, а также оценивает их влияние на глобальные климатические изменения. Эксперты высоко оценили экологическую политику Москвы. Учитывалось, что город регулярно предоставляет информацию о выбросах парниковых газов.
По информации мэрии Москвы, в 2022 году только для озеленения территорий на видовых участках дополнительно высадят около 15 тысяч деревьев. Всего за последние 10 лет в столице появилось больше 10 миллионов деревьев и кустарников.
Так, несколько лет назад на Тверской улице воссоздали липовую аллею, вырубленную в 1990-е годы. В отличие от ростовской практики сажать тонкие молодые растения, московские чиновники выбрали взрослые деревья, которые сразу стали радовать горожан. Крупномерные липы сорта «паллида» в возрасте от 15 до 35 лет и высотой от 2 до 7 метров. Всего на Тверской, 1-й Тверской-Ямской и площади Тверская Застава появилось 140 деревьев.
Единичные примеры посадки взрослых растений в Ростове за последние годы — у Музыкального театра и на Красноармейской улице у «Табачка.Центра». Пять лет назад там появились платановые аллеи. Деревьям уже на тот момент было 15–16 лет. Консультировал проекты экс-директор Ботанического сада, эколог Александр Водяник, который, не найдя поддержки у ростовских чиновников, с 2019-го работал в администрации Краснодара. Водяник настаивал, что в Ростове сажать нужно крупномеры, которые в местном климате лучше приживаются.
Но местные чиновники считают иначе. В Левобережном парке, например, решили посадить молодые деревья, которые вскоре сгорели под жарким солнцем. В парке по сей день мало зелени, а в память о больших деревьях остались грустные пеньки.
Власти Ростова пытаются «расправлять легкие» города не всегда очевидными методами — например, с помощью лаванды. По мнению биологов, высаживать кусты лаванды в зиму, как это сделали в Ростове, рискованный шаг — лучше весной. Как и следовало ожидать, растения, высаженные вдоль Большой Садовой, погибли.
Велодорожки, по которым реально ездить
Инфраструктура для велосипедистов в Москве устроена понятно и удобно: есть карта велодорожек, полосы движения четко обозначены и грамотно вписаны в контекст улиц. Это популярное направление досуга в столице. В июле там прошел необычный ночной велофестиваль, число участников которого превысило 25 тысяч.
В Москве доступно 7 тысяч велосипедов и около 700 станций, велопрокат присутствует более чем в 100 районах города — так что речь не только о благоустроенном парадном центре. К 2024 году велопрокатом планируют покрыть все жилые и офисные зоны в Москве.
Один из самых живописных веломаршрутов Москвы проходит через Воробьевы горы. Его протяженность составляет 6 километров, для поездки понадобится горный байк. Велодорожка начинается со стороны Воробьевского шоссе и причала Сетунь. Воробьевская набережная переходит в Андреевскую, а затем в Пушкинскую — велосипедисты выруливают оттуда к Нескучному саду. А дальше по настроению: либо остановиться, либо продолжить путь в Парк Горького и «Музеон» — еще пару километров.
А вот Ростов признали опасным городом для велосипедистов. В прошлом году город стал лидером в антирейтинге по числу смертельных ДТП с участием двухколесного транспорта. Велодорожки в Ростове пока, к сожалению, малопригодны для безопасных поездок. К тому же они существуют только в центральной части города. Расположение некоторых полос для двухколесного транспорта привело к тому, что автомобили на улице Пушкинской паркуют прямо вдоль проезжей части.
— Нужна связность с крупными районами, чтобы люди могли взять велосипед и поехать на нем из дома, например, в центр. Велодорожка по Пушкинской пока не дает такой возможности, ведь до нее еще нужно добраться, — отметил главный редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов.
Логвиненко, прокатившийся недавно вместе с велоактивистами, и вовсе почему-то выбрал встречную полосу движения. Пиарщики сити-менеджера этот нюанс проглядели, и фотоотчет получился про нарушения правил движения.
161.RU показывал, каким получилось благоустройство ростовского парка 8 Марта за 28 миллионов рублей. Оцените результат.