
Глава администрации Алексей Логвиненко заступился за историческую застройку старого Ростова в тот момент, когда контракты на снос разыграны, а подрядчики вовсю орудуют ковшами. Руководитель спецпроектов фонда «Внимание» Елена Чернышева, работающая в составе комиссии по сохранению исторического облика города, рассказала 161.RU, как на самом деле работает новоиспеченное собрание чиновников.
В чем суть?
Комиссию по сохранению исторического архитектурного облика города при сносе или реконструкции домов, признанных аварийными, сформировали в январе 2022 года. Большинство из 26 членов — чиновники. Архитекторов и городских активистов — единицы.
— Утверждение объединенной зоны охраны объектов культурного наследия исторической части города Ростова-на-Дону с учетом рекомендаций комиссии позволит городу производить строительство и реконструкцию зданий только в полном соответствии с установленными данным документом требованиями, а также сохранять ценные градоформирующие объекты и, как следствие, сохранить исторический облик города, — так сити-менеджер Алексей Логвиненко 15 июня анонсировал усиление роли комиссии.
Глава администрации заявил, что члены комиссии обработают информацию по 245 аварийным домам, расположенным в историческом центре, но не включенным в реестр объектов культурного наследия.
Это позволит выбрать для каждого здания один из трех вариантов:
зданию присвоят статус выявленного объекта культурного наследия и законсервируют до начала ремонтных работ;
дом включат в проект объединенной зоны ОКН как часть исторически ценной застройки — в этом случае можно получить финансирование для реставрации;
дом пойдет под снос.
Последней опцией в Ростове пользуются чаще всего, а охранную зону объектов культурного наследия не могут принять уже три года. Обещанные Логвиненко перемены на бумаге должны изменить ситуацию к лучшему.
Что на практике?
По словам Елены Чернышевой, перечень аварийных домов составили еще в начале года. Накануне в администрации прошло совещание по поручениям губернатора — в повестке были и аварийные исторические здания.
— В первую очередь будем рассматривать здания, снос которых запланирован на ближайшее время. План действий администрации пока обозначен крупными мазками. Пообещали составить график заседаний, синхронизировать работу ведомств. Посмотрим. Я искренне на это надеюсь, — говорит Чернышева.
Она уточнила, что оценка стоимости восстановления домов возможна только после инструментального обследования. При этом обойдется оно «не так дорого» — около миллиона рублей на одно здание. По просьбе Елены специалисты рассчитывали стоимость такой работы для двухэтажного многоквартирного здания с литерами, собственники которого обратились к градозащитникам. Дом хотят признать аварийным, владельцы с этим не согласны.
«На снос зданий тратится сейчас значительно больше, чем можно потратить на их сохранение»
По словам активистки, даже существующие объекты культурного наследия в Ростове не законсервированы правильно. Дом Григоряна на улице Мурлычева много лет стоит без кровли. У доходного дома Емельянова на Большой Садовой тоже нет крыши. Недавно обрушилась стена доходного дома Гутермана на углу Соборного и Донской. С момента расселения в здании не были проведены противоаварийные работы, и оно также уже много лет стоит без кровли.
— В первую очередь необходимо наладить систему плановых мер по сохранению зданий — как объектов культурного наследия, так и ценной исторической фоновой застройки. Затем — прорабатывать программы по их восстановлению, готовить инвестиционные паспорта, дорабатывать условия льготной аренды, приобретения в собственность, — уточнила Елена.
Логвиненко говорит, что теперь комиссия по сохранению исторического облика города будет собираться ежемесячно. Пока единственное заседание прошло в апреле.
— Протокол заседания я до сих пор не получила. Когда начались сносы в переулке Семашко, обратилась в администрацию с закономерным вопросом, ведь эти здания мы рассматривали на комиссии и их было решено сохранить. Мне ответили, что юридических механизмов их сохранить нет, — сетует Чернышева. — Я очень много своего личного времени трачу на общественную деятельность, и в итоге у меня этого личного времени практически нет. Только работа и общественная деятельность, поэтому мне важно видеть результаты соответственно приложенным усилиям. Хотелось бы взаимодействовать с администрацией города конструктивно и эффектно.
«Пока комиссия — просто имитация деятельности и трата времени»
161.RU показывал с высоты, как выглядит участок после сноса домов в переулке Семашко. Ростовский бизнесмен Арутюн Сурмалян, который хочет построить там музей советского разведчика, раскритиковал некоторых общественников за многолетнее бездействие.