RU161
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Ростове-на-Дону
Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

757мм 70%
Подробнее
2 Пробки
USD 100,00
EUR 105,71
Город Застройка Левого берега репортаж Снесут или подожгут? Что настоящие жители Левого берега думают о проекте ЖК на месте рощи

Снесут или подожгут? Что настоящие жители Левого берега думают о проекте ЖК на месте рощи

Люди живут там поколениями и сами заботятся о деревьях на берегу

В месте «густых зарослей» на Левом берегу нашлись и настоящие деревья, и люди, готовые за них побороться

В сентябре ростовчанам сказали, что на месте рощи в районе залива Ковш будут строить новый микрорайон. Многие возмутились, но не всякий знает, что возле рощи поколениями живут люди — в малоэтажном частном секторе. Корреспондент 161.RU Александра Шевченко спросила жителей микрорайона Заречная, что они думают о планах уничтожить деревья и поставить новый жилой комплекс рядом с Доном.

Будет, как на Театральном

Андрей Трофименко живет на улице Шоссейной. Его двор выходит прямо к реке. Семья мужчины живет здесь с начала прошлого века. Но родители умерли, а родственники давно живут в другом городе — участок выставили на продажу. Тем не менее Трофименко переживает — от рощи зависит его доход. Мужчина держит пчел, поэтому вырубка акаций-медоносов станет потерей.

Дмитрий выставил свой участок на продажу много лет назад

— Я вот считаю — что надо мнение всех узнать. А там уже весь поселок должен решить. Они могут начать сейчас с рощи, а потом и нами заняться. Как это будет происходить? По закону, не по закону?

— А ваши участки включены в зону потенциальной застройки?

— Вы знаете, они могут поменять это всё десять раз, — считает Трофименко. — Мы узнаем, когда они за нас всё решат. Любопытно, учтены будут интересы всех? Или только интересы инвестора?

Ко двору Трофименко подходят двое мужчин. Один — Владимир Яцкевич, а второй — Валерий Измайлов. Оба тоже живут у самого берега Дона. В Заречной, говорит Яцкевич, большая проблема с канализацией и водой. Новый микрорайон усугубит ситуацию с дорогами — они здесь и так узкие, две машины едва разъедутся.

— Перекладывать [водопровод] надо, чтоб строиться. А еще здесь уровень застройки должен быть выше уровня дороги, на которой мы с вами сейчас стоим. Рощу засыпят, а хуже с затопляемостью станет, — уверен Владимир.

Некоторые жители микрорайона занимаются пчелами

Сейчас между рощей и дворами насыпана дамба, которая спасает при разливах Дона.

— На улице нет ливневки, и вода из дворов уходит в рощу и в Дон, — продолжает мужчина. — Там есть и река Ерик. При строительстве [Ворошиловского] моста ее русло пересыпали и сделали его сливом для ливневых стоков с дороги, с моста, с Левобережной. При застройке они будут вынуждены засыпать это русло.

— От всех соседей идут каналы в Ерик, чтоб внутри воды не было. Дренажная система такая. Мы ее копали вручную и дамбу насыпали, — добавляет Валерий Измайлов.

— Все понимаем, что если будет строительство, дома придется сносить. Застройщик к нам не обращался, но люди уже боятся. Жители поговаривают, что будет, как на Театральном спуске — дома подожгут, чтоб не выкупать.

Многие опасаются, что дома или снесут, или сожгут

Общественно обсудили

Жители Шоссейной участвовали в публичных обсуждениях о смене назначения земли под рощей — это нужно, чтобы отдать участок под застройку. Официально в общественных обсуждениях поучаствовали шесть человек — и все выступили против строительства ЖК. Но комиссия при администрации пришла к выводу, что властям Ростова не стоит слушать ростовчан, ведь застройщик предлагает продлить набережную, а наличие рощи на Левом берегу вообще «не предусмотрено Генеральным планом развития города».

Примечательно, что еще несколько критических отзывов на проект власти даже не рассмотрели. Это были как письма от части жителей, так и замечания городских активистов. Хотя общественные обсуждения длились до 15 сентября, отправленным за сутки до дедлайна обращениям Геннадия Крольмана, Елены Саркисовой и Дмитрия Лиховидова присвоили дату 17 сентября.

— В Ростове уже есть новые микрорайоны, которые не обеспечены необходимой инфраструктурой. Этот может стать одним из них. Жилой район увеличит пробки на въезде в центр Ростова. Без проработки внешнего облика район станет очередной градостроительной ошибкой, которую будут исправлять будущие поколения, — говорится в письме градозащитника Крольмана.

И жители, и общественники считают, что застройка усугубит и без того печальную ситуацию с дорогами

В текстах Саркисовой и Лиховидова сказано, что роща — «единственное в пешей доступности из центра место отдыха на природе».

— По первому генплану между Ростовом и Батайском должна быть зона экологического разрыва. Эта позиция очень правильная и должна оставаться неизменной. Даже если качественная архитектура... — объясняет в комментарии 161.RU Сергей Алексеев, некогда занимавший пост главного архитектора Ростовской области. — Понимаете, стоит только заступить... Уже говорили, что возле стадиона какой-то микрорайон планируется, а теперь вот возле Ворошиловского моста. А застройщики жадные, свободная территория для них лакомый кусок. Дай только повод — «Почему этим разрешили, а нам нельзя?» Богатство Ростова в том, что перед высоким правым берегом [раскинулся] левый — замечательная экологическая территория. Недаром там в советские времена размещали базы отдыха, ресторанные комплексы.

Это не паутина... Время от времени в роще устраивают квесты

Проект жилого комплекса на месте рощи продвигает компания «Вертикаль», исторически связанная с застройщиком «СК-Новый Ростов», который зимой собирался построить на этом месте деловой центр.

Одним из учредителей «СК-Новый Ростов» была компания «Южный капитал» Арташеса Арутюнянца, но сейчас предприниматель публично отвергает связь с любыми проектами по жилой застройке Левого берега. Второй учредитель — компания «Сократ» Мнацагана Хаишбашяна, который до недавнего времени был владельцем и директором «Вертикали». Сейчас фирмой руководит Оксана Хаишбашян.

Редакции 161.RU не удалось связаться с представителями «Вертикали», но в начале октября неизвестные под видом местных жителей попытались убедить нас опубликовать готовый текст в поддержку «благоустройства» территории рощи посредством превращения в современный район «с жилыми домами, медицинскими и деловыми центрами». Позже этот текст появился в других изданиях.

Зеленая зона Шредингера

Микрорайон Заречная, в который входит улица Шоссейная, существует больше ста лет. Селились здесь работники порта и элеватора. После войны власти захотели было переселить жителей, но те сопротивлялись. Дома долгое время считались самостроями, но в 90-е многим наконец дали узаконить жилье и участки. Но не всем.

После разлива Дона

— Вот у Валеры Измайлова право собственности на дом есть, а землю давать не хотят. А зачем же оформляли дом, если не дают теперь землю [оформить]? Хотя в этом доме он родился и вырос. И у нас тут порядка 10–15 домов таких, — приводит пример Владимир.

— Люди в подвешенном состоянии живут очень долго. Мы в таком состоянии живем уже сколько? Лет 70? — спрашивает его Дмитрий.

— Да, ну 50 своих я прожил, — отвечает сосед.

Семья Валерия Измайлова живет в Заречной больше 50 лет

Землю под домом не дали оформить, сославшись на то, что участок входит в природоохранную зону, где строений быть не должно.

— Теперь это всё пошло в другую сторону, всё наоборот. Они готовы и на микрорайон [разрешение дать], и на все эти вещи. Ситуация смешная, — возмущается Измайлов.

— И как с этим бороться? Это же касается не только нас. Захотели власть имущие, втихаря создали проект, перевели землю. При этом ее практически нереально было перевести в зону, при которой разрешено строиться. Как администрация не видит зеленую зону? Куда смотрит прокуратура? И ведь не попадешь ни к кому на прием, чтоб объяснить, — добавляет Владимир.

— Я по сей день хожу. Причем теперь мне говорят: «Вы ж не ходили, вы не хотели». Говорю: «Как не хотел?! Вы мне штрафы выписывали!»

Валерию несколько лет назад выписали огромный штраф — за то, что пользовался землей, но не платил за нее налоги. Чтоб их платить, мужчина и пытался оформить землю, но ему не дали. В итоге в течение трех лет Валерию пришлось половину зарплаты отдавать государству.

— Правильно понимаю, что люди не готовы продавать дома?

— 99% не готовы, — уверяет Владимир.

— Ну, за всех говорить нельзя... — поправляет Дмитрий.

— Готовы только старенькие люди, которые не могут содержать [домовладения] и у которых нет внуков. Наша сторона — которая примыкает к роще, к территории планируемой застройки — все против. Все здесь родились, у всех есть дети, у некоторых — внуки. Они устроили дома и теперь в панике думают, что делать дальше.

Сад Измайловых

Сажали, чтобы срубить

В одном из последних интервью сити-менеджер Алексей Логвиненко назвал деревья у Шоссейной просто какими-то «густыми зарослями».

Так выглядят «густые заросли» по мнению ростовского сити-менеджера

— Для меня это ценные деревья, да и сама роща ценна, — парирует Измайлов. — Ива вдоль Дона растет. Основа рощи — это ясень. Между ними встречается акация. Видите, почищено от мелкого кустарника. Это каждый год мы с отцом нанимали людей, давали топоры, и они чистили. В конце концов сделали парковую зону.

Порослей кустарника действительно нет. Вокруг желто — и вверху, и под ногами. Ближе к воде волейбольная площадка, подальше — низкие футбольные ворота.

— Мы живем в камнях. Я когда участвовал в Чемпионате СССР (Валерий Измайлов в прошлом футболист, сейчас тренирует детей. — Прим. ред.), объехал почти весь Союз. Зеленее Ростова нигде не видел. А сейчас у нас поднимаются пыльные бури. Если Ростов не будет зеленым, будет нечем дышать. Окажемся в пустыне.

Валерий вспоминает, что еще полгода назад — на майские праздники — и чиновники, и активисты высаживали здесь молодые деревья. Вспоминает и удивляется: сажали, чтобы вырубить?

Летом здесь натягивают сетку и играют в волейбол

— Я в этом участвовал. Было много людей, администрация Ленинского района приехала, руководители каких-то банков. У пляжа посадили деревья.

В этом месте пол года назад сажали молодые деревья

— Вы сильно удивились, когда узнали, что здесь теперь хотят что-то строить?

— Да меня холодный пот прошиб вплоть до сердечного приступа. Я просто не понимаю… [В поселке] все подужались, подзажались и чего-то ждут. Говорят: «А как здесь жить, если будет стройка?» Я здесь всё сделал сам. Свои лучшие годы уже прожил. Начинать всё заново будет трудно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
ТОП 5
Мнение
Великое переселение на Дон. Правительство Голубева не знало об эвакуации беженцев — как оно пыталось справиться
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
На месте аксайских рынков построят новый жилой комплекс? Разбираемся
Марина Гаричян
Медиапродюсер и журналист 161.RU
Мнение
Верните Песьякова! Почему смена вратарей в «Ростове» оказалась провальной
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления