Город проблема

Асфальт есть, а дальше? Как ремонт главной улицы Таганрога поссорил власти, подрядчиков и горожан

История одного градостроительного провала

Такой зелени на Петровской теперь немного

Полтора года в Таганроге благоустраивали главную улицу — Петровскую. Нарушение сроков, уничтожение деревьев, режущая глаз плитка, отказ от безбарьерной среды, наспех сделанная дорога, провальный итог — краткое описание этого проекта. Корреспондент 161.RU Александра Шевченко побывала в Таганроге, чтобы понять, почему миллионы буквально закопали в землю и что не так с реконструкцией.

Как должно быть


В 2019 году архитектурное бюро ASADOV по заказу администрации Таганрога разработало концепцию благоустройства улицы Петровской: улица должна была стать преимущественно пешеходной и безбарьерной. Проект предусматривал и зоны смешанного использования — с парковками и летними местами для отдыха, парклетами.

Команда Андрея Асадова также предложила:

  • обустроить ливневки;

  • поставить уличную мебель в едином стиле;

  • обновить зеленые насаждения;

  • организовать общественное использование санузлов кафе;

  • отреставрировать исторические фасады;

  • оставить парковки только с одной стороны;

  • приподнять пешеходные переходы и постепенно освободить улицу от авто;

  • разработать туристический маршрут по Петровской.

Андрей Асадов — архитектор, основатель архитектурного бюро ASADOV. Его команда подготовила концепции аэропортов в Перми и Саратове, медкластера в Сколково, экорайона в Казани.

В итоге Петровская должна была выглядеть так.

В ноябре 2019 года администрация Таганрога опубликовала закупку на «приспособление улицы для современного использования». Аукцион выиграл реставрационный центр «Содружество». С ним заключили контракт на 59,5 миллиона рублей. Из них 50 миллионов рублей планировали выплатить за федеральный счет — Таганрог выиграл эти деньги в конкурсе проектов благоустройства малых городов. Сдать улицу подрядчик должен был 30 октября 2020 года. Но что-то пошло не так — ремонт затянулся и обернулся кошмаром для всего города.

Без леток и деревьев


Главную улицу Таганрога перекрыли в апреле 2020 года. И сразу выяснилось, что уже тогда городские власти отказались от главного предложения Асадова.

Местные общественники — Елена Федоренко и Иван Карпов

― Первоначально по проекту Асадова должно быть сужение [проезжей части] за счет парклетов. Но не стали реализовывать. В каком-то из ответов нам сослались на изменение профиля улицы, — поясняет Иван Карпов, таганрогский активист и участник «Городских проектов».

― Из переписок [с властями] мы узнали, что нельзя нарушать профиль Петровской: никаких парковочных карманов, изменения зеленой зоны и так далее, — добавляет архитектор Елена Федоренко. Она тоже в «Городских проектах».

«Городские проекты» — это российский фонд, созданный Максимом Кацем и Ильей Варламовым. Его цель — улучшать городскую среду, бороться за сохранение архитектурного наследия страны.

По словам активистов, из концепции Асадова в итоге не реализовали ничего, а из созданного позже проекта, по которому работало «Содружество», остались только чугунные уличные фонари.

― Они изменены немного — не двойные, а одинарные. Остальное было заменено, утрачено, переделано, переписано. Ни автоматических поливов, ни кашпо.

Жители города и общественники напряглись, когда на Петровской начали рубить деревья. Уничтожили почти все.

― Вроде в этом есть зерно здравого смысла: да, деревья старые, их нужно заменять. Но должна быть какая-то программа, — сетует Федоренко. — Срубите через один за три года до начала работ, рассадите новые. Сейчас, наверное, только штук пять сохранилось — тех, что были помоложе. Срубили взрослые, которые давали тень: ясени, грабы, клены. Тополи, если были — то один или два.

«Прутики» вдоль улицы

― Много было здоровых, — добавляет Карпов. — Деревья потом посадили по плану, но это были какие-то прутики. После того как в декабре об этом сказал Варламов, сюда привезли большие деревья с комьями земли на корнях. Они пролежали на улице дней пять, а потом их посадили. Кто этот меценат, [который подарил городу деревья], — никто не знает.

Кроме того, на улице так и не появилась система автополива, обозначенная в проекте.

В проекте автополив есть, а по факту — нет

Про (без)барьерную среду и плитку


На пешеходной части улицы всё тоже не очень гладко. Часть скамеек очевидно выбивается из общего ансамбля. Они многоугольные, стоят хаотично и обработаны плохо — можно поцарапаться или оставить затяжки на одежде.

Если не хотите зацепиться, то сюда лучше не садиться

А не соответствующие проекту остановки в свое время стали причиной уголовного дела против директора МКУ «Благоустройство» Александра Куранова. Чиновник не контролировал установку остановочных комплексов, но подписал акт приемки.

Похожие остановки должны были стоять на Петровской
Но стоят такие

Нет безбарьерной среды, обозначенной в концепции Асадова. Когда на это обратили внимание, спуски попросту начали выпиливать из бордюров болгаркой.

Но камнем преткновения стал вопрос мощения. Плитка шатается, некоторые элементы, кажется, можно вытащить рукой. Есть целые отрезки тротуара, которые не просыпаны песком. И главная претензия общественников — расцветка плитки не соответствует историческому контексту и архитектуре города.

― Главное [на Петровской] — не плитка, а фасады, здания, сама улица, — объясняет Федоренко. — Плитка не помогает зданиям быть лучше, а только ухудшает ситуацию — ее начинают укладывать и на других улицах. Когда такая рябь, тебе хочется и здания поярче покрасить — чтоб они друг другу соответствовали. А этого делать нельзя, потому что их исторические оттенки — припыленные. Пока нет дождя, это еще куда ни шло. А ведь нам обещали, что через год мы разницы вообще не увидим — всё затрется.

Обещания действительно были. В сентябре 2020 года в город с проверкой приехал Дмитрий Беликов — на тот момент областной замминистра ЖКХ.

― Люди будут счастливы — они будут по нормальному покрытию ходить. Оно будет лежать годами и потемнеет еще сто раз, — заявил тогда чиновник в споре с городскими активистами. — Вы видели хоть раз покрытие с белым пигментом, чтоб оно не потемнело через полгода? Вы видели, чтоб в Таганроге с порошком улицы мыли? Плитка здесь через три месяца вся серая будет. С учетом песка, ветров постоянных. Мести здесь каждый день будут? Чтоб она была белой, должно быть как в Лондоне — чтоб выходили люди и вымывали с щетками.

Но даже спустя год тротуары на Петровской по-прежнему яркие.

И так сойдет

Борьба с яркостью


По проекту, мощение на Петровской должно быть серым — подрядчик должен был использовать бетонную плитку «Старый город». Основное требование к покрытию: не нарушать «композиционную целостность и цветовые решения архитектуры начала XIX века». Нынешняя плитка делает ровно наоборот.

Мы предприняли первые действия в сентябре — когда здесь выложили первые 20 квадратных метров [плитки]. Мы — архитекторы, краеведы, историки, жители, активисты — писали письма губернатору, администрации о том, что это недопустимо. Мы предлагали разные варианты. Например, убрать один цвет, тогда бы плитка была нейтрального оттенка — серого, — вспоминает Елена Федоренко.

В ответ активисты получали заверения, что всё согласовано со специальной комиссией, и обвинения в использовании фотошопа для «накрутки контраста».

― В городе есть комиссия по комфортной городской среде, — продолжает Федоренко. — Она состоит из общественников, представителей Общества охраны памятников, специалистов ЖКХ и одного архитектора. И вроде как этим людям показали эту плитку, они согласились, подписали документы. Потом [власти] ссылались на решение этой комиссии. А эти люди — не специалисты. Единственный архитектор на тот момент был в отпуске. Ну а что могут сказать обычные люди? Плитка и плитка.

Со слов Елены, они с архитекторами обратились в администрацию. А потом начали заниматься бумагами и поняли, что для замены плитки подрядчик должен был повторно пройти историко-культурную экспертизу. Экспертизы не оказалось.

― Мы начали писать письма, и сразу после этого появилась экспертиза. Эксперты сказали: «Всё нормально, плитка соответствует духу места и архитектурной стилистике».

Активисты подали протест и продолжили писать письма. Их пригласили на заседание общественного совета регионального комитета по охране объектов культурного наследия. Итог: комитет не подтвердил экспертизу подрядчика. Но плитку выложили до конца — уже заплачены федеральные деньги.

Год бездорожья


В начале сентября Петровская действительно выглядела не радостно — голая улица, вдоль которой местами стоят ослабевшие саженцы, и развороченная как после бомбардировки дорога. Без асфальта улица стояла год — с августа 2020-го по сентябрь 2021-го.

В этом районе еще три параллельные Петровской улицы. По Александровской и Петровской движение разрешено в сторону Таганрогского порта, по Греческой — от порта, а Фрунзе — двусторонняя. Но она была закрыта вместе с Петровской — из-за ремонта трамвайных путей.

― У нас реально транспортный коллапс, — возмущается Федоренко. — Есть три события: День города, выборы и приезд Матвиенко. Ну неужели улицу заасфальтируют ночью накануне? Неужели это так?

В феврале контракт с «Содружеством» расторгли — до того, как компания сделала проезжую часть. И потом город долго не находил подрядчика на укладку асфальта. В итоге контракт на 10,3 миллиона рублей смогли заключить только в конце августа 2021-го. Срочный ремонт проезжей части начался в ночь на 4 сентября — за пять дней до приезда в город спикера Совфеда Валентины Матвиенко, за неделю до Дня города и за 15 дней до выборов.

Когда-то здесь была каменная мостовая

«Честно работаем, налоги платим»


161.RU обратился за комментарием по ситуации с Петровской к Виктору Полякову — учредителю и директору компании-подрядчика «Содружество».

― Были варианты изменений [проекта], согласованные с заказчиком — непосредственно с администрацией. Был пройден ряд экспертиз, корректировка сметы, [получены] заключения на смету. Торгово-промышленная палата рассматривала заявления. Есть ее положительные заключения, — отметил он в комментарии редакции.

В разговоре с корреспондентом 161.RU Поляков заявил, что система полива есть, проверена заказчиком и работает. Он уточнил, что на Петровской «не автополив, а просто полив». Что касается плитки, то, со слов подрядчика, сметой предусмотрена разноцветная шириной 100 миллиметров.

― В проекте указана плитка «Старый город» — но это техническая ошибка. Позже всё скорректировали. Получено новое экспертное заключение. Есть ведомость малых архитектурных форм, в которой указано цветовое решение плитки. Поэтому всё выполнялось в соответствии с документацией. <...> А плитка была изготовлена под нас, такого типа и размера нет ни у кого. Заказчик принимает работы по смете. А там ширина плитки — 100 миллиметров. У «Старого города» нет такой. Составили акт замены, провели межведомственную комиссию. Когда уже осталось класть меньше четверти квартала, начали кричать, чтоб поменяли. А кто ее поменяет? Это же федеральные средства.

Поляков добавил, что, когда только начали мостить тротуары, специально позвали блогеров и общественников — «чтоб потом вопросов не было».

― Изначально присутствовали блогеры Олег Фетисов и Александр Нанкин. Их всё устраивало. А доказать, что в исторические времена там какая-то плитка лежала?.. Там лежали просто булыжники мостовые. Ну, давайте снимем и оставим вместо асфальта булыжники, плиты из песчаника.

А вот с тем, что мощение выполнено некачественно, Поляков согласился:

― Не просыпана песком, да. Мы неоднократно писали письма в адрес заказчика. Если электрику и систему полива мы сами делали, то работой по укладке плитки, бортовых камней занимался субподрядчик. Он рекомендован администрацией. Вячеслав Михайлов (бывший замглавы администрации Таганрога по вопросам ЖКХ. — Прим. ред.) кричал, что за две недели субподрядчик выйдет и всё сделает. Ничего не сделал, начались проблемы.

Плитку только уложили, а уже начались проблемы

Подрядчик добавил, что с укладкой дороги проблемы возникли тоже из-за решений и действий администрации.

― Проектно-сметной документацией была предусмотрена просто фрезеровка асфальта. На срезанное основание [надо было] положить новый асфальт. Администрация что сделала: запустили туда водоканал, КПТС, была тульская организация, которая расковыряла всю дорогу. Есть куча писем, которые мы писали, — [просили] подтвердить, чем засыпана [проезжая часть после перечисленных выше работ]. Я ж не могу просто асфальт на песок кинуть. <...>

При этом с подобной ситуацией и отношением, говорит Поляков, он за двенадцатилетнюю работу в сфере реставрации сталкивается впервые:

― Для меня всё это — дело чести. Нами сейчас тоже занимаются все кому не лень. Проверяют с декабря — уже десятый месяц. Нарушений выявить не могут — мы честно работаем, налоги платим.

Когда-то «Красный мак» было не разглядеть за зеленью

Одностороннее расторжение с обеих сторон

Как наследие от масштабного благоустройства остались судебные тяжбы. Одна из них — по поводу расторжения контракта. Иск в арбитражный суд подала администрация Таганрога. Она потребовала признать незаконным одностороннее расторжение контракта подрядчиком. Суд требования властей не удовлетворил, чиновники это решение обжаловали. Заседания продолжаются.

При этом на сайте госзакупок сказано: контракт расторг заказчик в одностороннем порядке — из-за «ненадлежащего исполнения условий со стороны подрядчика». Там же сказано, что реставрационному центру успели заплатить 37 миллионов рублей и насчитали 600 тысяч рублей штрафа.

Администрация Таганрога проигнорировала запрос редакции 161.RU по ситуации на Петровской, поэтому получить разъяснение от ее представителей не удалось. А вот Виктор Поляков объяснил, откуда взялось описанное выше противоречие:

― Мы с заказчиком расторгли контракт в декабре. На расторжение им письмо направляли, потом нас попросили — мы отозвали. [В феврале] повторно направили письмо на расторжение. Они на следующий день тоже попытались вручить решение об одностороннем отказе. Но мы-то первее были. [В суде] мы предоставляем факты, переписку, а заказчик — то, что ему интересно.

Очень комфортная среда

После работы на Петровской на счету «Содружества» появились еще две тяжбы — с Минкультом и региональным Комитетом ОКН. И если по первому иску подрядчику вынесли предупреждение, то по второму слушания еще продолжаются.

Кстати, проезжую часть на Петровской всё-таки успели оборудовать до приезда высокопоставленной гостьи. Правда, Валентине Матвиенко улицу не стали показывать. Местные говорят: дорога хорошая, ездить можно, вот только у люков наплывы получились, и стык между полосами заметен. Но у нового подрядчика — Строительно-реставрационного управления — до Нового года есть время, чтоб всё довести до идеала. А пока общественники шутят, что Петровская теперь — живой пример того, как благоустраивать не надо.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем