Здоровые деревья в Ростове вырубают из-за провалившейся в 2019 году инвентаризации. Подрядчик указал сроки, за которые выполнить ее изначально было невозможно. Об этом рассказала член ОНФ и руководитель движения «Городской патруль» Елена Хатламаджиян на круглом столе в «АиФ-Ростов». Она также рассказала, что в Ростове компаниям ничего не бывает за неправильную обрезку деревьев, а у подрядчиков нет специального образования, чтобы выполнять свою работу.
— Одна из основных проблем в том, что у нас сносят неаварийные насаждения. В Ростове мало специалистов: например, в одном районов дендролог не смог отличить акацию от ясеня — это уже многое говорит о его компетентности. Профильного образования нет и у подрядчиков. По закону наклон дерева может составлять 45 градусов, а в Ростове стали вырубать деревья, где угол наклона только 15 градусов. Город буквально уродуют, — сказала Хатламаджиян.
Парк есть, но на бумаге его нет
Активисты «Городского патруля» отметили, что новые деревья вместо вырубленных сажают в обход норматива. Мало того, подрядчики отказываются за ними ухаживать, поэтому часто деревья не приживаются.
По словам Елены Хатламаджиян, новые парки в документах стали обозначать как общественные территории. Нормативы озеленения для них другие: если в парках озеленение должно составлять не менее 79% от площади, то на общественных территориях эта доля заметно ниже.
— В Ростове по закону должно быть по 300 деревьев на один гектар. Мы уже направили письмо главе администрации города Алексею Логвиненко со своими предложениями. Хотя я уверена, что скоро мы будем жить, как в пустыне, — сказала Елена.
«Ростов красивый только из космоса»
Депутат городской думы Анатолий Котляров в январе 2020 года показывал фотографии вырубленных деревьев в Левобережном парке. По его словам, деревья были здоровыми — ни на пеньках, ни на обрубках он не увидел отметок об аварийности. С ним согласна и Елена Хатламаджиян, которая говорила, что обратилась с этим вопросом к замглавы Ростова Елене Кожуховой.
— Если частник спилит дерево — на него заводят уголовное дело, а тут всё можно. Сейчас в администрации города нет ни одного инженера-строителя, который смог бы заниматься высадкой деревьев. Хотя раньше у главного архитектора города, например, было профильное образование. На левом берегу Дона у нас юридически находятся леса, а по факту — камыш, который к тому же периодически горит. Наши парки и город в целом выглядят красиво только на снимках из космоса, — заявил Котляров.
В конце января в Левобережном парке срубили шесть деревьев. Еще шесть обрезали. В администрации парка рассказали, что за каждое вырубленное дерево посадят по два новых. Но когда они появятся — до сих пор неизвестно.
Абонент недоступен
Председатель комитета по охране окружающей среды Ростова Андрей Куренков объяснил, что контракт с подрядчиком для инвентаризации деревьев расторгли в одностороннем порядке — победитель конкурса не исполнил свои обязательства. Куренков отметил, что доля озеленения в городах должна быть не менее 1800 гектаров, а в Ростове этот показатель даже перевыполняют.
Жители города в теории могут пожаловаться на незаконную вырубку деревьев. Но, как оказалось, сделать это не так просто.
— У нас есть комитет по охране окружающей среды. Но горячая линия корректно работает только по будням. Нам не хватает людей. По распоряжению главы города мы постепенно привлекаем специалистов в праздники и выходные, чтобы горожане могли обращаться в любое время, — сказал Куренков.
В 2020 году в Ростове по плану должны снести 3,3 тысячи деревьев, а высадить более 5 тысяч. На создание комфортной среды в прошлом году выделили 1,8 миллиарда рублей.
Как проверяют состояние деревьев
Основные инструменты для оценки здоровья насаждений — резистограф и томограф. Первый уже используют в Ростове. Но заведующая сектором зеленых насаждений Елена Цесарская не поддерживает применение резистографов, потому что на деревьях после него остаются отверстия. Томограф перспективнее, но дороже.
— Несколько лет назад мы смотрели цены — резистограф стоил около миллиона рублей, а томограф — на 200 тысяч больше, — заметила Хатламаджиян.
Резистографом пользуются в ботаническом саду ЮФУ. Прибор узконаправленный и подходит не для каждого дерева. Об этом рассказал руководитель экспертно-консультационного центра ботсада Антон Папков.
— Длина его сверла неэффективна, например, для тополей. Сверло не добирается даже до середины ствола, поэтому мы не можем провести оценку здоровья дерева качественно. У нас и так не много деревьев в городе, а мы и оставшиеся умерщвляем, — сказал Папков.
Общественники предлагают поменять закон о приеме деревьев на баланс города. По документам, это происходит только через три года после посадки. Но при этом подрядчик должен полить деревья всего три раза. Комитеты не могут ничего им предъявить. Администрациям районов и парков приходится за свои деньги ухаживать за насаждениями.
Ранее 161.RU писал, что в Ростове провалили план посадки деревьев на улице Станиславского. Вместо обещанных 400 деревьев успели сделать только 22 от Ворошиловского проспекта до улицы Соколова.