Две недели назад Ростов отметил День города. 270-летний юбилей прошел с помпой. На улицах появились пластиковые украшения. Всё это заставляет куратора художественной галереи «Ростов» Ирину Ровер задаться вопросами: что происходит с визуальной культурой нашего города? Как праздники влияют на жизнь ростовчан? Что нужно делать с баннерами, на которых напечатаны детские рисунки?
Есть олдскульный фильм «Безымянная звезда», действие в котором происходит в небольшом провинциальном городе. Каждый день через этот город проносится дизель-электропоезд. Это практически единственное развлечение горожан. К тому моменту, когда должен пройти, а точнее, промчаться, не останавливаясь, поезд, нарядные горожане собираются на перроне. Пока нет поезда, они обмениваются приветствиями и комплиментами, спрашивают, как у кого дела. Все друг друга знают, все знают всё друг о друге. И когда поезд проносится, самый шик — это успеть разглядеть, кто сидит в вагоне, во что одет и что делает.
Дизель проходит, даже пролетает мимо, все машут руками поезду, а потом возбужденно обсуждают, что успели подглядеть в вагонах.
— Поезд уже прошел, а до сих пор пахнет французскими духами, — говорит один из персонажей фильма.
Так и в Ростове. Праздник прошел, а украшения после праздника остались.
Ростов — самый лучший город для меня. Колорит, еда, люди, климат. Но при всем этом есть полное ощущение, что у нашего города есть Злой Гений, и он пытается сделать Ростов полным посмешищем в области визуальной культуры.
Вот, например, центр города — Большая Садовая, Соборная площадь и, возможно, где-то еще. Все же видели эти инсталляции из пластиковых цветов с подсветкой?
Когда весь мир пытается отказаться от использования пластика, этот самый Злой Гений украсил Ростов-на-Дону одноразовыми пластиковыми цветами с подсветкой. Страшно подумать, что эти пластиковые скульптуры будут стоять до Нового года. Или идея в том, что они вечны — учитывая, что пластик разлагается от 100 до 400 лет?
— Представь, каким мог бы стать наш город, если бы вместо всех этих непонятных украшений просто ставили скульптуры? Год за годом. Наш город мог бы гордиться своим парком скульптур. Их были бы сотни, — однажды сказал мне ростовский скульптор Анатолий Бражник.
Идем по Садовой. Заброшенный кинотеатр. Не надо рассказывать мне о смене собственников и хоздеятельности. Это очередная заброшка в центре, украшенная композицией из пластиковых цветов и зелеными лошадками. Даже могилка на окраине Ростова не выглядит так убого.
Вы когда-нибудь были на кладбище на Нахичевани? Армянское кладбище, как пишет Википедия, открыто в 1749 году и ему 270 лет, как и Ростову. Оно небольшое, всего две аллеи — Центральная и Кривая, десятки тропинок. Здесь невероятные для Ростова громадные деревья, много зелени, местами легкая и милая запущенность, цветы.
Церковь, которая здесь стоит, была спроектирована в 1865 году. На кладбище много скульптур, таблички с именами. Работы итальянского скульптура Тонитто, могилы святых и деятелей культуры. Это абсолютный уголок Европы в Ростове. Мило, романтично, благородно.
Но вернемся в центр. Тут есть еще один мой «любимый» арт-объект — это урна-лавочка-цветочек-урна-лавочка и так до бесконечности на Соборном — Семашко — Газетном. Между ними даже бочком протиснуться нельзя. Неужели этот Злой Гений еще в детстве и в тетрис не играл? И вопрос — это пешеходные прогулочные зоны или аллеи для маршей колоннами? Всё лето здесь жили, ели, пили, любили друг друга люди-маргиналы. Какая-то безумная инсталляция из тел, гранита и мусора.
Идем дальше. На Пушкинской и Театральном — металлоконструкции в виде звезд. Конструкции универсальные. На государственные праздники они придают улице патриотичный флёр, на Новый год притворяются уродливыми снежинками. По мне, они бы больше подошли бы военному городку, а не городу-миллионнику.
Когда среди пластиковых цветов и металлоконструкций в прозрачном павильоне появилась выставка Маши Богораз, начались скандалы. Работы известного на весь мир скульптора оскорбили взгляд тех, кого не заботит металлопластиковое безобразие.
Хочу спросить тех, у кого вызвали возмущение скульптуры Богораз. Вы видели пластиковые баннеры с рисунками на синих заборах долгостроев? Детские рисунки на ЦГБ и на Пушкинской и рекламные баннеры художников на Ворошиловском?
На мой взгляд, был всего лишь один уместный прецедент художественного произведения на баннере на заборе. Девять лет назад ростовский фотограф сделал проект «Иные». Он показывал и сравнивал лица людей неформальной культуры в реальной жизни и то, как они выглядят на официальных документах. Но, во-первых, там был другой контекст, а во-вторых, забор тогда, действительно, только поставили, и никто не думал, что это растянется на десятилетия.
Конкурсы детских рисунков — это святое. Они должны быть. Вот арт-студия «Катушка» и «Арбуз» участвовали в выставке детского рисунка в Швейцарии. И получили первые места, грамоты, призы.
Может, и дальше больше участвовать в международных конкурсах, а заборы отдать стрит-художникам?
Стрит-арт — это не страшно. Это не только непонятные граффити. Это трафареты, большие рисунки, уличные инсталляции. Точки притяжения зрителя. Здесь возникают городские диалоги и сюжеты.
Стрит-арт — это серьезные фестивали, на которые съезжаются художники и зрители со всего мира. И эти они могут проходить чаще, чем ЧМ. Есть миф, где-то есть список домов, разрешенных для стрит-арта. Интересно, это правда или городская легенда?
На Нахичеванском рынке когда-то были работы художника Игоря Мололкина. Я недавно водила туда куратора Третьяковки Кирилла Светлякова. От работ Мололкина уже практически ничего не осталось. А ведь это наш Пиросмани.
Ростов прекрасен. Но пока его лучшее украшение — памятник сантехнику в самом центре. И мы похожи на тот маленький провинциальный город, через который, как поезд, пролетает сама жизнь.
Согласны с автором?