3 июля свой профессиональный праздник отмечают сотрудники Госавтоинспекции. Большинство людей мало знакомы с особенностями этой работы. В глазах многих — человек с полосатым жезлом, стоящий на посту, только и думает о том, как оштрафовать водителя. На деле же повседневная служба автоинспекторов нередко бывает опасна. И в ней даже находится место подвигу.
В семье старшего лейтенанта Сергея Рагрина не было ни военных, ни полицейских, но работать в милиции (тогда она называлась так) он хотел с самого детства. Правда, не инспектором ГИБДД, а следователем. Благодаря различным художественным фильмам эта профессия казалась ему очень интересной и романтичной. Но пойти на службу Рагрин решился не сразу. По окончании девяти классов поступил в техникум, а затем в Зерноградский сельскохозяйственный институт.
— В городе Миллерово, где я жил, сельское хозяйство является основной сферой деятельности, поэтому я и выбрал этот институт. Его я закончил неплохо — без троек, — рассказывает Сергей. — Но я вспомнил о детской мечте, когда появилась возможность все-таки устроиться в милицию. Правда, вакансия была — инспектор ГИБДД. И два года я работал в этой должности в ОВД Миллеровского района. Параллельно заочно закончил юридический институт, а затем перевелся в Ростов. Кстати, когда узнал профессию полицейского лучше, понял, что и работа следователя не такая уж романтичная. Большую часть времени они проводят сидя за компьютером и работая с документами, а не на месте преступления.
Традиционно инспекторы работают в две смены — дневную и ночную. Те полицейские, кто выходит в дневную смену, в восемь часов утра уже на службе. День начинается с инструктажа, во время которого руководство сообщает сотрудникам о ночных происшествиях: совершенных преступлениях, угонах, гражданах, находящихся в розыске, и другую важную информацию.
После этого каждый экипаж получает карточку маршрута и выезжает патрулировать город. Маршрут у автоинспекторов каждый раз разный — все зависит от оперативной обстановки: где-то произошло ДТП, в другом месте образовалась пробка и необходимо контролировать движение транспорта. Вечерняя смена работает по похожей схеме, но заступает на дежурство в восемь часов вечера. Выходные у автоинспекторов обычно через каждые двое суток.
— Иногда бывают суточные дежурства. Здесь основная задача — оформление ДТП. Если речь идет о «механике» — обычном столкновении автомобилей без пострадавших, все оформляется очень быстро. Но когда в аварии погибли люди, требуется скрупулезный сбор информации, который требует много времени. Я выясняю причины ДТП, личности водителей и пострадавших, состояние автомобилей и многие другие детали, — говорит Сергей Рагрин.
Впрочем, помимо штатных ситуаций, в работе автоинспекторов немало неожиданностей. Например, бывают случаи, когда приходится участвовать в настоящих погонях.
— Погони бывают довольно часто. Одна история меня очень удивила. Пытаемся остановить автомобиль, за рулем которого видим мужчину, а на пассажирском сиденье — женщину. Машина проносится мимо на большой скорости. Мы едем за ней. Внезапно автомобиль начинает сильно вилять. При этом скорость — 120–130 километров в час. В конце концов машина останавливается, но за рулем уже не мужчина, а женщина. Выяснилось, что она к тому же на восьмом месяце беременности. Меня это просто поразило: как можно рисковать жизнью своего будущего ребенка, ведь малейший удар — и все, его не спасти.
Кстати, жизнь людей спасать тоже приходится нередко.
— Как-то проезжали мимо Чалтыря, видим, на обочине стоит человек. Он привлек наше внимание, и мы притормозили. Мужчина через дорогу направился к нам. Подходит, очень бледный, говорит: с сердцем плохо. Понятно, что вызывать скорую в такой ситуации будет долго. Посадили его в машину, повезли в ближайшую больницу. Смотрим — он начинает терять сознание. Пока он в чувствах, помогли связаться с родственниками, рассказали о ситуации. В итоге мужчину удалось спасти, — говорит Сергей Рагрин.
Отношение в обществе к автоинспекторам сегодня неоднозначно. По мнению Сергея Рагрина, со временем оно меняется, причем волнообразно. Когда он только начинал службу, образ инспектора ГИБДД у водителей вызывал нейтральные или позитивные эмоции. Позже возник негатив.
Отношение часто зависит от возраста — люди старшего поколения настроены к автоинспекторам гораздо дружелюбней, чем молодежь. Сам Рагрин в работе придерживается правила: прежде чем наказать нарушителя, необходимо понять причины, по которым человек совершил правонарушение.
Ранее портал 161.RU сообщал, что два сотрудника ГИБДД спасли от огня семью пенсионеров. Инцидент произошел в селе Бессергеновка Неклиновского района. Во время дежурства старший лейтенант Николай Торопов и его напарник лейтенант Александр Грац увидели густой дым над частным сектором. Прибыв на место происшествия, автоинспекторы обнаружили горящий дом и семью пенсионеров с внучкой, которые пытались спасти из огня свои вещи. Полицейские сразу связались с пожарной службой и ещё до приезда спасателей начали эвакуировать жильцов из соседних домов.
Константин Щербинин