Накануне в донской столице закончили реконструировать две старинные деревянные двери. Одна находится на улице Московской, 38, вторая — на улице Горького, 64. Случай для города практически уникальный, ведь этим занимались не именитые реставраторы, не Фонд капитального ремонта, а обычные люди, неравнодушные к архитектуре старого Ростова.
Ростов сохранил свой исторический облик, несмотря на все потрясения прошлого. Здесь до сих пор существует около 2000 многоквартирных зданий, построенных до 1917 года и не утративших свою жилую функцию. По всей стране больше только в Санкт-Петербурге и Самаре.
В некоторых домах до сих пор остались оригинальные двери и окна. Не всегда ростовчане ценят эти раритеты. Те же двери заменяют управляющие компании, подрядчики, занимающиеся ремонтом зданий, сами собственники помещений. Тем необычнее две истории, которые начались в октябре прошлого года.
Случай первый: дом на Московской
Первая дверь находилась на улице Московской, 38. Перед ЧМ-2018 ремонт фасадов зданий проходил не только с помощью Фонда капитального ремонта, но и на средства областной и местной администраций. Это здание попало под второй случай. Но ремонтные работы начались уже после мундиаля.
По рекомендациям комиссии по сохранению архитектурно-художественной среды для дома был прописан ремонт существующей входной двери. Но когда была готова смета, то в ней такого пункта не оказалось. Более того, там появился пункт о замене двери на новую, металлическую, что стало неприятной новостью не только для жильцов одной из квартир этого дома, но и для участников движения «МойФасад».
Сначала общественники предложили пойти по простому пути: заменить в смете один вид работ на другой. Вместо того, чтобы установить новую дверь, заняться ремонтом старой. Однако подрядчик был против: по его словам, заложенную сумму денег перенести было невозможно.
— В департаменте ЖКХ нам объяснили: система выполнения работ не приемлет никаких замен, — рассказал Роман Бочарников, руководитель движения «МойФасад». — При подписании акта приемки ремонта так называемым «техническим контролем» должно быть соответствие между видами работ, указанными в смете, и фактическому их выполнению. Поэтому заменить один вид работ другим — задача практически нереальная.
Другим вариантом было укрепить просевший от времени дверной проем, но его отвергли. В итоге жители дома решили написать отказ от замены дверей и начать ремонт своими силами. За дело принялся один из жильцов, Валерий Еремчук. Ему помогала жена, Лариса.
Валерий снял с двери слои старой краски и заделал трещины, укрепил дверную коробку. Перед началом зимы основные работы были завершены, дверь украсила старинная латунная ручка.
— Если можешь хоть чем-то улучшить мир, окружающий тебя, сделай это! И мир станет гармоничнее, чище и светлее,— говорит Лариса Еремчук. — Всегда радует, когда прохожие обращают внимание на изменившийся облик старинного дома и его обновленную входную дверь.
По словам Ларисы, работа еще не завершена полностью: предстоит восстановить некоторые утраченные элементы, сделать накладку для почтового ящика (пока щель временно прикрыта резиной), привести в порядок обратную сторону двери. Думает она вместе с мужем и о восстановлении утраченного козырька, ведь на фасаде еще остались анкеры, которые держали когда-то прежний козырек.
До революции здание принадлежало Марии Мешковой. Свой окончательный вид оно приняло ближе к 1908 году. В 1913 году здесь размещалась донская поверочная палатка мер и весов, а её заведующим был живший здесь же Иван Вознесенский, титулярный советник.
Случай второй: дом на Горького
Похожая история случилась и на Горького, 64. Это здание проходило уже по программе Фонда капитального ремонта, однако проблем с ним оказалось не меньше. В итоге двери были спасены одним из неравнодушных жильцов. За его счет пескоструйным аппаратом был очищен кирпичный фасад здания — изначально им должны были заниматься подрядчики.
Двери и ковка были восстановлены, установлена старинная латунная ручка — ее сделали вначале ХХ века. А вместо окраски было решено выбрать защитную тонировку, для сохранения фактуры дерева.
В последнее время в России горожане стали чаще обращать внимание на архитектурное наследие. Это происходит без указки сверху. Набирает обороты фестиваль восстановления исторической среды «ТомСойерФест». В Ростове же до недавних пор этого практически не происходило. Приятно, что сохранить частичку истории города захотели даже не волонтеры, а обычные жильцы старинных домов.
Дома на Московской, 38 и Горького, 64 официально не являются объектами культурного наследия. Они считаются обычной застройкой и не находятся под государственной защитой. Однако именно из таких зданий и состоит старый Ростов.
Хештег #ростовскиедвери является одним из самых популярных в инстаграме среди всех городов России. Обгоняет его по количеству публикаций только Санкт-Петербург. Однако даже в Северной Пальмире их меньше, чем в Ростове.
В донской столице старинных деревянных дверей осталось около двух сотен, но с каждым годом их становится всё меньше. Уходят немые свидетели истории, видевшие судьбы множества людей, пережившие не только ужасы и потрясения прошлого, но и моменты великих событий. Вместе с ними уходит и оригинальный вид фасадов зданий, какой был задуман когда-то архитектором. Только от горожан зависит, сохранит ли их Ростов.
Увидели старинные двери? Присылайте фотографии на почту редакции 61@rugion.ru, в нашу группу ВКонтакте, а также в WhatsApp по номеру +7–918–50–50–161.
Читайте новости прямо на смартфоне в нашем канале Telegram.