В Ростове завершились совместные гастроли Центра современной драматургии, который приехали в донскую столицу из Екатеринбурга. 161.ru пообщался с главным режиссером центра Антоном Бутаковым, актером Олегом Ягодиным и актрисой Ириной Плесняевой. В рамках рубрики «Другими глазами» мы расскажем, чем привлекает уральских гостей столица Дона, почему ростовчан возмущают современные спектакли и чем различаются зрители разных городов, в нашем материале.
Между городами
Жарко, солнце слепит. Мы с Антоном Бутаковым стоим на пересечении переулка Журавлева и Социалистической. Антон работает в Центре современной драматургии в качестве главного режиссера с 2017 года. В Ростове зрители увидели его постановку «Боюсь стать Колей». Предлагаю режиссеру отойти в тень под дерево.
— Да нет, под солнышком надо греться. Это вы тут привыкли, — смеется Антон.
Артисты Центра современной драматургии приехали в Ростов из Екатеринбурга в понедельник. До этого труппа выступала в Краснодаре.
— Мини-тур получился. Сюда нас пригласил Театр 18+. Мы понимали, что ехать придется далеко и дорого — затраты могут не окупиться. Поэтому решили заехать в «Один театр» в Краснодаре, — объяснил Антон.
Подошли Олег Ягодин с Ириной Плесняевой и шестилетней Алисой — их дочкой. Мы двинулись вдоль Социалистической в сторону Музтеатра.
— Здесь жизнь насыщеннее, чем в Краснодаре, — вступил в разговор Олег. — Ростов, кстати, чем-то на Екатеринбург похож. Правда, второй сейчас как-то характер стал терять, а Ростов держится. Здесь твердые люди и архитектура красивая: есть и новоделы, и старые дома, и советский конструктивизм. У нас в Екатеринбурге налепили всякого г.., понастроили небоскребов, Манхэттен сделали. Старых районов все меньше и меньше.
— Я был на Парамоновских складах. Жалко, что теперь там негде купаться. Мы в понедельник приехали, чуть погуляли, съездили в Таганрог. Там круто, — делится впечатлениями Антон.
К беседе подключилась Ирина:
— А мне набережная понравилась и мост Ворошиловский — с него шикарный вид на реку. А вот на теплоходе так и не покатались.
— Вот, кстати, конструктивизм, о котором я и говорил. На пароход похож, — Ягодин указывает на здание Музыкального театра.
— Мы уже знаем, что у вас тут есть два театра — в форме рояля и в форме трактора. Но лично мне этот напоминает сноубордистский спуск, — произносит Бутаков.
У Алисы оказалась самая неожиданная ассоциация. «На волка», — несмело произносит девочка.
Школа, институт, работа
Идем дальше и сворачиваем на Кировском в сторону Большой Садовой.
— У вас город делится на левый и правый берег. А у нас все как-то по районам. Я даже помню, как мы в школьные годы район на район ходили. Не дай бог зайти на чужую территорию. Надо было знать какие-то пароли, людей, чтоб тебя не убили. Звери играли в эту жесть — просто так налетали и м.., — вспоминает Ягодин.
Антон Бутаков поддерживает тему:
— С меня снимали куртки и кроссовки. Идешь в школу в одном, а приходишь голый. Резали кожанки от зависти. В полицию обращаться — самое зашкварное, да и бессмысленно.
— Институт — другое дело. Тогда уже никто куртки и кроссовки не снимал с нас. Именно там были люди с мозгами. Я поступил в институт в 1993 году. Помню время, когда все пили и торчали. Без вредных привычек мало кто попадался.
— Мой выпускной вообще связан с «Ягуаром», поэтому лучше не рассказывать, — смеется режиссер.
— А после моего выпускного вообще попадали все. Кстати, мы с Антоном в одной школе учились, — говорит Олег.
Он рассказывает, что интерес к театру у него формировался с детства. Его сестра училась на кукольном отделении театрального института, а старший брат работал в театре драмы:
— Лет с 12–13 ходил туда, мне очень нравилось. Брата любили в драмтеатре, очень много артистов собиралось в доме. А лет в семь я мечтал быть следователем уголовного розыска. Очень любил фильмы про погони на «жигулях», когда корочку показывали вот так: «Ха! Угрозыск!».
— А я хотел быть журналистом. Думал, что это опасная профессия, как сыщик. Фильмов насмотрелся, — рассказывает о детских планах Бутаков.
Мы спускаемся в подземный переход. Собеседники рассматривают мозаику, изображающую космос и астронавта. «О, "Тайна третьей планеты"», — произносит солист «Курары». А Алиса, снова смущаясь, заключает — у нее дома в ванной такая же плитка.
О кино и театре
Мы спокойно идем по Садовой. Олег и Ирина курят трубки, Алиса с любопытством рассматривает все подряд. Выходим к кинотеатру «Ростов».
— За последнее время на меня два фильма произвели сильнейшее впечатление — это «Советник» Ридли Скотта и «Нелюбовь» Звягинцева. Последний мы смотрели в кино. В зале было ощущение полной безэмоциональности. Но когда вышли, то прямо на лестнице разрыдались. Так получилось, что на следующий день я встретился со Звягинцевым в Екатеринбурге. А потом еще выяснилось, что и с Алексеем Розиным (исполнитель одной из главных ролей в картине «Нелюбовь». — Прим. авт.) знаком, — рассказывает Бутаков.
Антон познакомился с Алексеем на гастролях в Москве.
— Они в «Боярских палатах» репетировали спектакль. Мы разговорились. Розин тогда был в толстовке, кепке, с татуировками, а в фильме такой взрослый — я его не узнал. В Екатеринбурге на пресс-конференции он сам подошел: «Ты меня не помнишь?». Кстати, сейчас «Коляда-театр» в Москве на гастролях в Губернском театре Безрукова.
— К слову, в разных городах на наши постановки зрители по-разному реагируют, — произносит Ирина.
По ее словам, ростовчане относятся к современному театру спокойнее, чем в Краснодаре. Но в обоих городах иногда люди встают и уходят из зала. Подобная реакция на нас у жителей Екатеринбурга была лет 15 назад. Ягодин говорит, что уральские зрители уже привыкли к такому формату.
— Обычно говорят: зачем такое показывать на сцене? Они думают, что постановки ТЮЗов — и есть истинный театр. В Ростове в первый день гастролей тоже были возмущенные. Такая реакция бывает, когда задевает за живое, — объясняет Олег.
— Мы правду-матку рубим, — добавляет Бутаков.
На вопрос «что же нужно зрителю?» он отвечает, что попытка ответить уведет театр в «подстраивание». А Ягодин отшучивается, что всем нужны деньги:
— Мы же не зрители, поэтому не можем точно ответить на этот вопрос. Они идут за живыми эмоциями. Человек сидит в трех метрах от тебя и его выворачивает — это притягивает. Независимый театр сейчас вообще становится популярным. Это происходит не без помощи уральской школы драматургии. В свое время качнуло очень мощно, начало по городам распространяться.
На его взгляд, основная сложность в современной драматургии заключается в принятии решения. Ведь ставить в точности по написанному нельзя. А Бутаков добавляет, что важно не испортить хороший текст.
— Казалось бы, пьесу все знают — шикарная, смешная. А вот несмешно и все! Перемудрили. Слишком серьезно иногда относятся, глубинные вещи не там ищут. В результате народ сидит зевает, — поясняет довод режиссера Олег.
О ЧМ и путешествиях
Большой красный купол за деревьями. Оцепление и огромная очередь. Футбольная символика и дети с алыми гелиевыми шарами.
— В Ростове активнее к ЧМ готовятся, чем в Екатеринбурге. У нас вроде все построили уже, — рассуждает Олег.
— У нас просто по-другому немного будет. У вас фан-зона в центре города, а у нас нет, — рассказывает Антон.
Ягодин говорит, что в Екатеринбурге из-за чемпионата хотели сносить балконы жилых многоэтажных домов. Но тут его, смеясь, перебивает Бутаков:
— Это же фейк! Но все равно прикольно.
— Я на матчи ЧМ не собираюсь — спорт не интересует. Мне нравится, когда играют простые мужики. Говорю: «Алиса, смотри, у нас спорт во дворе». А вообще хочется уехать в деревню недели на две и никуда не выходить. В Екатеринбурге весной всегда грязи по колено, а когда теплеет, то пыль столбом. То валит снег, то дождь х.., то жара, то на следующий день опять повалило что-нибудь, — с улыбкой сетует Ягодин.
Музыкант побывал во многих городах, но говорит, что ни в одном из них не хотел бы остаться жить навсегда. Ирина его поддерживает:
— Как-то так повелось, что мы просто со стороны на каждый город смотрим, надолго не задерживаемся. Везде на память винил покупаем. Только в Кривом Роге я так и не нашла нормальных пластинок.
Проходим мимо стеклянного здания на пересечении Ворошиловского и Садовой. Олег обращает на него внимание:
— Вот у вас тут единично такие здания, а у нас подряд идут. Как-то хорошо строят в Ростове, мне кажется. Красивый город все-таки.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Ростова. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news161ru.
Увидели в городе что-то интересное или необычное? Сообщите об этом всему Ростову! Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 918 50-50-161. Телефон службы новостей 303-06-14.
Фото: Александр Подопригора