
За последние годы в донской столице резко увеличилось количество скульптурных композиций. Они стали появляться как грибы после дождя, а некоторые и по сей день вызывают не только общественные споры, но и легкое недоумение у горожан. Причем некоторые проходят все этапы согласования и установки крайне быстро, а те, которые, казалось бы, очень хотят видеть на улицах города простые ростовчане, неожиданно стопорятся в чиновничьих кабинетах. Почему так происходит, объясняет руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин.

Памятники, которых не должно было быть
— Вообще открытие тех или иных скульптурных композиций перестало быть событием в нашем городе. При их создании и установке чувствуется некая спешка и материальная заинтересованность заказчиков и чиновников, дающих соответствующие разрешения. Искусство превратили в бизнес-проект, — убежден Александр Кожин.
В качестве примера эксперт назвал монумент донскому атаману Матвею Платову, который появился по соседству с Южным федеральным университетом. Оказывается, комиссия, в состав которой входил Кожин, неоднократно отклоняла данный проект. Специалисты объясняли свою позицию тем, что Платов никак не связан с Ростовом-на-Дону, нет ни одного исторического документа, подтверждающего, что военачальник жил или трудился в нашем городе. Вот появление скульптур в станице Старочеркасской, где он родился, крестился, и в Новочеркасске, где собирал казачьи полки, оправданы. А у нас нет. Но поскольку инициатива, со слов Кожина, шла из областного правительства, задумку начали воплощать в жизнь даже при отсутствии официального разрешения. В итоге экспертам пришлось смириться с этим и одобрить проект.

Есть в нашем городе еще одна скульптура, появление которой лишено помпезности и глубокого смысла — это памятник строителю в Октябрьском районе. Над бронзовой фигурой трудился местный скульптор Дмитрий Лындин. Он создал молодого плечистого мужчину в славянском одеянии с окладистой бородой и нательным крестом на груди. При этом выражение лица мастера получилось крайне сосредоточенным — он занят возведением лестницы, уходящей вверх.
— Раньше на месте парка Строителей находился Новопоселенский сад, разбитый еще в начале прошлого столетия. В советское время его переименовали в парк имени Владимира Маяковского, а в 1976 году — в парк культуры строителей. Почему он получил такое название, сложно сказать, но это точно не связано с какими-то именитыми людьми, которые его создавали, — прокомментировал руководитель ростовского отделения ВООПиК. — Вы спрашиваете, а при чем тут памятник строителю? А я не знаю. Вот захотелось бывшему замглавы городской администрации по строительству и архитектуре такую скульптуру, и сразу нашлись и деньги, и возможности.

Еще несколько творений без конкретной привязки к городу появились на нашей набережной. Так, в 2013 году жителям подарили сразу шесть авторских работ: «Купание коня», «Рак», «Художник», «Дон-батюшка», «Григорий и Аксинья в лодке», «Рыбак». Чиновники, видимо, хотели передать колорит донской столицы, но если учесть наличие ранее установленных памятников, а также арт-объектов («Железное сердце», «Механический гармонист»), то на трехкилометровом участке получилось настоящее культурное «захламление».
Есть мнение, что когда чиновники видят в проекте определенную для себя выгоду, они быстро находят и деньги, и нужные подписи. Тот же «Сантехник» в переулке Соборном — это же типичный бизнес-проект. Ну вот к чему в центре донской столицы эта безликая композиция? Кому она понадобилась, как она характеризует наш город и его жителей?

На место экспертов пришли «более сговорчивые люди»
В советское время решением подобных вопросов занимались на государственном уровне. Эксперты оценивали не только художественную и идеологическую составляющую объекта, но и представляли, как он впишется в окружающую среду, какой посыл будет нести.
Сегодня достаточно заявить о проекте, найти источники финансирования, и практически любую вашу задумку можно воплотить в жизнь. Как рассказал Кожин, раньше в Ростове работала межведомственная комиссия, которая играла роль цензора, решая, нужна городу эта композиция или нет. В 2016 году между экспертами и властями возникло непонимание по ряду вопросов, и в мэрии решили сделать ротацию комиссии, набрав туда «более сговорчивых людей». Теперь в совет входят по большому счету сами чиновники, которые и определяют внешний облик города.
— Сейчас общество просто ставят перед фактом — скульптуре быть. Именно поэтому у нас появились памятники-дублёры. Например, монумент Платову или бюсты донских писателей Михаила Шолохова, Анатолия Калинина и Виталия Закруткина, установленные напротив Публичной библиотеки в 2016 году. Есть персоны, которые уже увековечены на донской земле. Зачем «штамповать» их в каждом районе и в каждом городе, да еще по несколько раз? — удивляется Александр Кожин.

А еще в донской столице есть памятники, которые появились лишь благодаря упорству и настойчивости своих горожан. К таким относится скульптура Владимира Высоцкого, за которую несколько лет боролась почитательница его творчества Людмила Скворцова. Эскиз был готов, место выбрано, но 2,5 млн рублей на установку не нашлось, и женщине пришлось собирать деньги с миру по нитке. Такое же равнодушие со стороны властей встретил в свое время и легендарный градоначальник Андрей Байков, чью память хотели увековечить еще в 90-е годы.
Екатерине II и Солженицыну — зелёный свет
Руководитель ростовского отделения ВООПиК сообщил, что своего часа ждут еще несколько скульптурных композиций, которые рано или поздно должны украсить Ростов.
— Убежден, что здесь установят монумент Петру I, который неоднократно бывал на нашей земле и даже собирался создать на месте будущего города фортификационную крепость. Также на свое историческое место должна вернуться Екатерина II, потеснить с гранитного пьедестала Карла Маркса. Ведь она, в отличие от автора «Капитала», сделала очень многое для России, нашего региона, и для ростовских армян в частности, — считает Кожин. — Будет отлично, если у нас откроют скульптуру защитнику оккупированного немцами Ростова, народному артисту СССР Михаилу Пуговкину. Ну и завершит хорошую компанию памятников знаменитый писатель Александр Солженицын, проживший в донской столице около 20 лет. Последний, я считаю, в обязательном порядке должен у нас появиться, и пусть местные чиновники не стараются этому воспрепятствовать.
Анна Шевченко
Фото: Александр Подопригора