Город «Ежедневно сталкиваюсь с болью, стыдом и страхом»: один день из жизни психолога

«Ежедневно сталкиваюсь с болью, стыдом и страхом»: один день из жизни психолога

Как специалист помогает клиентам, и с какими проблемами обращаются ростовчане.

Алина работает психологом уже 10 лет

Психолог — это профессия очень нужная и востребованная в Ростове. Часто только «лекарь душ» может помочь взрослому подростку или ребенку поверить в себя, стать счастливым, либо удержать от рокового шага. О своем рабочем дне и о том, с какими проблемами приходится сталкиваться ростовчанам в вопросах воспитания детей и отношений, 161.ru рассказала специалист, проработавшая в этой сфере более десяти лет.

«Розовые очки пришлось снять»

— Когда я только начинала, мне, как и многим новичкам, был свойственен энтузиазм — хочу всем помочь, всех сделать счастливыми! Очень переживала из-за каждой жизненной ситуации клиента, — рассказала специалист центра психологии и развития Алина Половинкина. — Но в процессе работы я поняла, что у каждого, даже самого опытного специалиста, есть свои ограничения. В нашей работе важна активность и включенность самого клиента. Работа с психологом — достаточно долгий и непростой путь, требующий смелости и готовности меняться.

Первый и важный опыт Алина получила, когда работала консультантом «Молодежного телефона доверия».

— Это, конечно, была очень тяжелая работа. К нам обращались люди, которые были на грани, в сложных эмоциональных состояниях. Страшно было, когда связь прерывалась, и ты не знала, что с этим человеком случилось дальше. Но чаще мне удавалось наладить контакт с людьми, мы договаривались, что человек перезвонит в следующее мое дежурство и расскажет, как у него дела. Особенно приятно было, когда клиенты, которым мы помогли, через некоторое время сами приходили к нам на работу. Такой получался «круг добра».

Свой день специалист начинает с настроя. Важно понимать, с какими клиентами предстоит сегодня работать. За день в среднем к Алине приходят по пять человек. Она старается так построить своё расписание, чтобы между встречами было время проанализировать прошедшую встречу, переключиться и подготовиться к следующей.

— Ежедневно приходится сталкиваться с негативными эмоциями людей — болью, страхом, стыдом, обидой, агрессией. Человек ведь не обращается к специалисту, чтобы рассказать, что у него все хорошо! Психологу нужно уметь отвлекаться от чужих проблем, потому что специалист, который не находится в гармонии с самим собой, не сможет помочь другому человеку.

Чтобы восстанавливать силы, Алина занимается творчеством — рисует, шьет игрушки, создаёт украшения для себя и дома.

— Творчество помогает как отвлечься, так и сконцентрироваться. Иногда в процессе работы я начинаю обдумывать ту или иную ситуацию моего клиента, и это помогает понять, какие рекомендации лучше ему дать. Кроме того, в свободное время я люблю читать книги и статьи на тему психологии. Приятно, что в последнее время появляется все больше исследований русских специалистов.

Психологу нужно постоянно знакомиться с новыми техниками, читать статьи и пособия

Раньше у нас в стране больше пользовались книгами зарубежных психологов, но их техники не всегда действовали, менталитет ведь в странах разный.

По словам Алины, многие считают, что обратиться к психологу — это признак слабости, проблемы нужно решать самим, а психология — это пустая болтовня. Либо считают, что обращаются только нездоровые люди. Однако психолог — это не врач, это специалист, который помогает в разных трудных жизненных ситуациях. Иногда правильно заданный вопрос позволяет осознать причину трудностей и увидеть выход. К тому же психолог обладает определенными знаниями и навыками, и может помочь, например, в вопросе воспитания детей.

Проблемы детей

По словам Алины, в последнее время все чаще стали обращаться родители детей с особенностями развития. Например, когда малыши в возрасте от трех до пяти лет все еще не разговаривают или говорят очень плохо.

— Я часто работаю с такими ребятами. Одной из причин проблемы плохо говорящих или неговорящих детей являются гаджеты. Многим детям уже в два-три года дают планшет с якобы развивающими играми. Но на экране у ребенка уже готовая картинка, это не дает пространства для воображения. А для детей такого возраста важно активно осваивать мир. Гаджеты обедняют эмоциональную жизнь. Дети не умеют играть в обычные игры и игрушки, и на занятиях мне приходится их этому учить. Потому что именно через игру малыш развивается и учится, и, как ни странно, именно уровень развития игры влияет на формирование речи ребенка.

Приходится психологу работать с неконтролируемой агрессией у маленьких детей.

— Как-то ко мне привели пятилетнего малыша, который на первой же встрече начал просто крушить всё в моём кабинете. Он обзывался, швырял и ломал игрушки и детские стулья — столько ярости было в этом крошечном чертенке! Но зачастую для малышей это единственная возможность привлечь внимание родителей или сказать о том, что ему плохо.

Алина не стала подавлять эмоции ребенка — наоборот, она дала возможность их выплеснуть.

— Я приносила на занятие жестяные банки и разрешала ему топтать и бить их. Мы с ним рвали и раскидывали бумагу, рисовали «злые» картины — в общем, давали выход накопившейся агрессии. И такие приступы у него стали случаться все реже и реже. Потом у нас был небольшой перерыв в занятиях. После перерыва он пришел очень спокойный, обнял меня и сказал: «Алина Васильевна, я так скучал!».

Часто на занятиях психологу приходится учить детей играть с игрушками вместо планшетов

Еще одной частой причиной обращения к психологу является гиперактивность ребенка. По мнению Алины, пытаться подавить энергию таких детей ни в коем случае нельзя.

— Если ребенка ругать, заставлять успокоиться и сидеть на месте, он от этого станет только еще более нервным и тревожным. На занятиях с гиперактивными детками мы учимся саморегуляции и различным способам управления своей энергией.

Подростки и интернет

Проблема зависимости подростков от гаджетов и соцсетей сейчас стоит очень остро. Такие ситуации часто встречаются в практике Алины.

— Ко мне приводят ребенка и говорят, что он все время в телефоне либо в компьютере. Ему ничего не интересно. Что делать? Я пытаюсь разобраться в проблеме, спрашиваю о семье, об увлечениях мамы и папы. И выясняется, что они тоже в свободное время больше предпочитают смотреть телевизор или играть в компьютер. Логично, что подросток следует их примеру.

Отсюда вытекает и другая проблема — в интернет может попасть слишком личная информация о человеке.

— Я работала с девушкой-подростком, чьи интимные фото распространяли через соцсети, пересылали ее знакомым. Ей было очень тяжело, и необходима была поддержка. Мне удалось ей показать, что из любого опыта, даже такого негативного, можно извлечь важный жизненный урок. Например, она смогла узнать, кто есть кто в ее окружении. Потому что были якобы подруги, которые после этой ситуации стали смеяться над ней, а были те, кто не стал ее осуждать, а, наоборот, поддержал. Кроме того, важно было обсудить тему интимности и ценности собственного тела, поговорить о том, что такое близость между мужчиной и женщиной и из чего она создается. Она поняла, что свою любовь и привязанность нужно показывать другим способом, а не отправкой интимных фото.

Однако ограничивать детей в использовании гаджетов и соцсетей тоже нельзя — в практике Алины есть плохие примеры последствий такого решения.

— Ко мне приводили школьника, который был изгоем в классе. А все потому, что родители полностью запрещали ему пользоваться компьютером, интернетом и социальными сетями. Родители занимались с ребенком, у него было много увлечений и занятий. Но одноклассники в школе обсуждали телефоны, «Вконтакте», модных блогеров и ютьюберов, компьютерные игры. Он не мог поддержать разговор, и поэтому никто не хотел с ним дружить.

Алине удалось убедить родителей мальчика, что полностью закрывать ребенку доступ в интернет нельзя. Это будет для него своеобразным запретным плодом. А если у него есть много увлечений и интересов, то у него не возникнет никакой компьютерной зависимости. Школьнику разрешили пользоваться интернетом, играть в игры. После этого и отношения с одноклассниками наладились.

На занятиях с гиперактивными детьми психолог дает им возможность выплеснуть энергию

Психолог не рекомендует родителям читать переписки и личные дневники своих детей. Это только испортит отношения, а если подросток захочет что-то скрыть, он обязательно найдет способ.

— Один парень, с которым я работала, сказал: «Вы думаете, я не знаю, что мама читает мою личку? Прекрасно знаю. Я просто не пишу там ничего важного, нахожу другие средства, мессенджеры, чтобы передать информацию и обсудить вещи, которые мне бы хотелось скрыть».

Важно понять, что ребенок и подросток имеет право на свое личное пространство и право на свои секреты. Но если родители окружат его вниманием, будут относиться к нему с теплом и уважением, он станет делиться тем, что для него значимо и тем, что тревожит.

О клиентах и их проблемах

Другая классическая проблема — низкая самооценка.

— Ко мне приходила девушка, очень миловидная, круглая отличница. Но она считала себя глупой, некрасивой, она думала, что ее никто никогда не полюбит. Мы долго работали с ней над самооценкой, над уверенностью в себе. В итоге она смогла поверить в себя. А через некоторое время у нее возникла потребность выговориться, и она пришла ко мне, рассказала о проблемах в отношениях с ее парнем. Я ей напомнила, как она раньше боялась, что вообще никогда никому не понравится. Она очень вдохновилась и смогла решить свои проблемы.

В вопросе работы с подростками и детьми очень важно, чтобы родители тоже шли на контакт.

— Иногда они просто приводят своих чад и говорят — занимайтесь. А после первого занятия удивляются, почему нет результата? Я всегда говорю родителям — ваш ребенок проводит со мной всего лишь час или два в неделю и моя работа даст положительный результат, только если вы пойдете навстречу и прислушаетесь к рекомендациям, и будете меняться сами. Хотя часто проблемы с детьми — лишь отражение личных трудностей родителей. И в таких случаях важно работать с самими родителями. Например, мама одной девочки очень злилась и обижалась на неё за, то что дочь не поддерживает и не понимает ее трудностей. Как выяснилось, именно понимания и поддержки не хватало этой женщине в детстве от мамы, и теперь она неосознанно пыталась получить это от дочери. Или, например, ко мне обратилась семья по поводу тревожности ребенка, трудностей с засыпанием, проблемами в учебе. Выяснилось, что родители этого мальчика постоянно ссорятся, и иногда вымещают свои обиды на сыне. Я предложила им не водить ребенка к психологу, а обратиться самим, чтобы поработать над своими отношениями.

Как считает сама Алина, психолог — это не профессия, а скорее призвание и мировоззрение. Хотя хороший специалист всегда будет востребован, это работа явно не для тех, чья главная цель — деньги. Это большой труд, требующей понимания, сопереживания людям и ответственности.

Напомним, ранее 161.ru рассказал о том, как проходит день больничных клоунов. Это люди, которые по зову сердца еженедельно посещают ростовские медучреждения и помогают тяжелобольным детям.

Елизавета Фролова
Фото: Центр психологии и развития "Подсолнух"/Vk.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Не тянуть грехи прошлого в будущее»: политолог — о первых неделях работы нового донского губернатора
Александра Шевченко
Шеф-редактор 161.RU
Мнение
Великое переселение на Дон. Правительство Голубева не знало об эвакуации беженцев — как оно пыталось справиться
Ирина Бабичева
Специальный корреспондент 161.RU
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Игра с отрицательным результатом. Почему футболистов сборной России и Карпина жалко из-за матча против Брунея
Ренат Дайнутдинов
Корреспондент 161.RU
Рекомендуем
Объявления