Ростов-на-Дону на один день превратится в столицу светских развлечений. 3 декабря в здании старинного особняка в переулке Газетном, 47 запланирована встреча, где горожане предстанут в образе дам и кавалеров XIX века.
Организатором мероприятия выступила руководитель студии танца «Галантный век» Наталья Стрюкова. По профессии она историк, преподает в Ростовском колледже культуры. Но в последние годы интерес к предмету настолько захватил Наталью, что она решила посвятить ему все свободное время и теперь занимается реконструкцией старинных костюмов и постановкой танцев.
— Сегодня во многих российских городах проводятся вечера, стилизованные под салонные балы XIX века. Эта культура очень развита в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, и я подумала, почему бы не организовать такое у нас, — рассказала Наталья Стрюкова.
Выяснилось, научить людей танцевать, как это делали во времена Пушкина, не так-то просто. В студию пытались взять преподавателей классического танца, но всем пришлось отказать. Со слов Натальи, хореографы знают «осовремененную версию» полонеза или мазурки, а для реконструкции бала нужно уметь с точностью передавать движения, свойственные людям ушедшей эпохи. В итоге было принято решение делать все самим: ростовчанка вместе с мужем взяли на себя обязанности педагогов и прошли соответствующее обучение в Петербурге и Москве.
«Как денди лондонский одет»
За несколько недель до мероприятия ростовчане пройдут обязательную подготовку и обучатся бальному этикету. Само это понятие многогранно и включает в себя не только костюмы, прически, правильное исполнение танцев, но и оформление бальных помещений, а также культуру поведения.
Одежде на ростовском балу будет уделяться особое внимание, чтобы участники смогли полностью погрузиться в атмосферу светского мероприятия. Для этого им придется либо арендовать костюмы, либо сшить их самостоятельно.
— Бальный наряд — это отдельная тема. Мужской фрак, например, прошел целую эволюцию. Он появился в конце XVIII века и представлял собой цветной костюм. Так было и в эпоху ампир. Классический черно-белый наряд входит в моду постепенно, при этом черными были фрак, брюки, туфли и цилиндр, а рубашка, жилет, галстук и перчатки — белые. Именно о человеке в таком одеянии говорили «как денди лондонский одет», — сообщила Наталья Стрюкова. — Исключение составляли лишь те, кто служил в императорской армии: военным позволялось прийти в парадном мундире с орденами и эполетами, и это считалось очень престижным.
Что касается женских нарядов, здесь тоже были свои нюансы. Бальное платье порой говорило о владелице намного больше, чем она сама. Согласно этикету, незамужняя девушка должна была соответствовать своему статусу молодой и невинной особы. Ей не рекомендовалось надевать дорогие украшения и носить платья ярких цветов. Акцент можно было сделать лишь на прическе, украсив волосы живыми или шелковыми цветами.
Замужние дамы, напротив, могли позволить себе любые драгоценности, включая гребни, диадемы, фероньерки. Одежда тоже отличалась разнообразием: лиловые, пурпурные, изумрудные, золотые цвета. А вот если женщина была вдовой, ей приходилось носить исключительно темные тона и не участвовать в танцах, поскольку это считалось моветоном. Чем же она тогда занималась? Играла в карточные игры, общалась с гостями, музицировала.
Язык веера и цветов
Ни один аристократический бал не обходился без таких атрибутов, как дамские веера и цветы. Общение между представителями противоположного пола часто проходило на невербальном уровне, поэтому мужчины и женщины должны были знать определенные правила.
Если кавалер хотел вручить своей спутнице букет, ему предстояло подойти к этому вопросу более чем серьезно. К примеру, один подаренный цветок означал «ты все, что у меня есть!», три — «хочу уехать с тобой на край света», пять — «я тебя люблю». А вот более девяти цветов обычно дарили подругам или тем, с кем отношения не совсем удачно складывались.
Большое значение имело не только количество растений, но и их разновидность. Белая роза означала тайную любовь, ромашка — мир, колокольчик — верность и покорность. Тот, кто дарил хризантему, без слов говорил: «Ты крепкий орешек, но я умею ждать», а вот вручивший цикламен прямо намекал на расставание.
Рассказать о настроении барышни кавалеру помогал обычный веер. Если женщина держала полураскрытый, опущенный вниз аксессуар, это был знак, что партнеру ничего не светит. Полностью раскрытый веер символизировал расположение и симпатию. Если гостья прятала за ним половину своего лица, это означало нерешительность. А вот прикрытый подбородок и часть щеки свидетельствовали о заинтересованности противоположным полом.
Перед балом ростовских участников планируют обучить всем этим тонкостям, чтобы они могли лучше ориентироваться в ситуации.
О танцевальных пристрастиях Льва Толстого и Александра I
Бальный сезон считался неотъемлемой частью светского общества, он начинался поздней осенью и заканчивался весной. Императорские балы обычно проводились в канун Рождества либо по большим семейным праздникам, например, в день рождения наследника. Женщины и девушки не могли прийти туда одни, это считалось верхом неприличия. Если муж не мог появится на мероприятии, даму сопровождал брат или отец.
Согласно правилам, кавалер сначала приглашал на танцы хозяйку дома, затем ее родственниц, а уж потом всех остальных. Женщина могла отказаться от приглашения лишь по причине усталости или заранее данного обещания станцевать партию с другим. Если же гостья ссылалась на плохое самочувствие, но при приглашении другого танцора вставала как ни в чем не бывало, ее могли посчитать крайне невоспитанной.
Получив отказ от одной дамы, кавалер мог обратиться к ее соседке, хотя до 30-х годов XIX века данное действо считалось оскорбительным для второй барышни. Если на балу присутствовал император, то его приглашение принималось всегда, независимо от того, давала женщина согласие на танец кому-то другому или нет.
— Многие российские императоры любили подобные мероприятия. Александру I очень нравился вальс, а Николай I обожал мазурку, при этом каждый не считал зазорным танцевать с людьми ниже себя по статусу. А вот Александр III и Николай II не были горячими поклонниками таких увеселений и относились к ним просто как к чему-то обязательному, — рассказала Наталья Стрюкова.
Что касается знаменитых писателей и поэтов, то практически все они участвовали в балах. Лермонтов обожал танцы и старался посещать их каждую неделю.
— Он всегда был изысканно одет и постоянно окружен хорошенькими молодыми дамами из высшего общества, при этом довольно фамильярно разговаривал с почтенными и влиятельными лицами. Танцующим мы его никогда не видали, — вспоминал современник поэта Павел Вистенгоф.
Пушкин танцы тоже не любил, но в силу своего социального положения вынужден был их исполнять. А вот серьезный и глубоко мыслящий граф Лев Толстой в молодости с удовольствием отплясывал мазурку.
За несколько недель ростовчан также планируют научить танцевать котильон, контрданс, вальс, польку, кадриль и полонез. Репетиции будут проходить раз в неделю по два часа на территории Музея русско-армянской дружбы.
Фото: Наталья Стрюкова