Почему будущего митрополита Меркурия не наказали за сорванный урок? Какого учителя считает самым важным в своей жизни министр здравоохранения Татьяна Быковская? В какие игры играла со своими учениками классная руководительница скульптора Сергея Исакова? Известные ростовчане поделились с сайтом 161.ru воспоминаниями о своих школьных учителях.
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий
— Мои первые воспоминания о школе — запах свежей краски, жухлой листвы на улице, цветы и суета. В наш первый день в школе нас встречала представительная дама в фиолетовом костюме. Ее звали Наталья Петровна Коробкова, она стала моей первой учительницей. Она была строгая. Никогда не повышала голоса, но в классе был идеальный порядок. Даже обедать в столовую мы ходили строем, парами. Она учила нас уважительно относиться к людям. И работать. Учила, что ничего просто так на тебя не свалится, нужно всего добиваться самому.
В своей школе я бываю часто. Помню, как-то была большая встреча, там были мои учителя, классная руководительница, старшеклассники. Я немного неловко себя чувствовал — ведь, независимо от того, какое положение ты занимаешь, ты всегда будешь чувствовать себя школьником перед своим классным руководителем. А учителя тем временем пытались покаяться в грехах.
Вообще в школе я был отличником, всегда вел себя примерно, в хулиганстве замечен не был. С руководством школы были хорошие отношения — мы, когда были уже старшеклассниками, помогали благоустраивать школу. А потом пришли к директору и попросили разрешения организовать школьную дискотеку. И он разрешил. У него всегда были доверительные отношения с учениками. Вообще учителя у нас были понимающие, всегда шли навстречу, а к проступкам почти всегда относились снисходительно. Мне запомнился один случай, как мы подрались с соседкой по парте. Мы тогда просто сорвали урок литературы, и вся школа сбежалась смотреть, как дерутся два отличника из 7«А». До конца урока выясняли отношения и задирали друг друга. При этом даже в школу родителей не вызвали.
Заслуженная артистка России, прима Ростовского государственного музыкального театра Елизавета Мислер
— Мне едва исполнилось шесть лет, когда я пошла в школу. Помню, я звонила в колокольчик, и меня нес старшеклассник, так как я была самая маленькая. Это была гимназия №34. Хорошо помню свою первую учительницу. Очень красивая и лучезарная женщина. Я очень благодарна ей за любовь и за внимание. Благодаря ее заботе мы смогли преодолеть первые школьные трудности. Помню еще и Тамару Яковлевну, первого педагога по балету — мне тогда было четыре года. Я ей очень благодарна за то, что она смогла привить любовь к танцу какое-то особенное отношение, как к чему-то возвышенному. Это очень сложное искусство, но благодаря ей я полюбила балет. Я до сих пор поддерживаю с ней очень теплые отношения, она говорит, что я ей как дочка.
Сначала я училась очень хорошо. Любила историю, литературу, биологию. А вот математика мне не очень давалась. Мне было очень скучно на уроках. В средней школе было сложно из-за английского, а школа была с языковым уклоном. Но в старших классах я собралась и осознала важность учебы. Окончила на 4 и 5, а вот балетное училище окончила с красным дипломом. Потому что у меня был стимул, и я изучала профессию, которая мне нравится.
В школе я часто проказничала, даже драки случались. Характер такой, я пыталась бороться за правду и справедливость, даже перед взрослыми до конца отстаивала свое мнение. Но к директору меня ни разу не вызывали — я была активисткой, участвовала в конкурсах художественной самодеятельности, и мне многое прощали.
Теперь я сама преподаю в балетном колледже, и преподаватель я очень строгий. Заставляю воспитанников выкладываться по полной, иначе они ничему не научатся. 10-11-летние дети еще не понимают, для чего мы над ними так «издеваемся», заставляя делать очень сложные вещи у хореографического станка. Нужно донести до них, что важно постоянно работать как физически, так и головой.
Министр здравоохранения Ростовской области Татьяна Быковская
— Я пошла в первый класс в поселке Несветай Красносулинского района. Воспоминаний о первом классе мало — только как бабушка водила меня везде за ручку. А вот второй класс хорошо запомнила — я тогда переехала с родителями в поселок Донской и поступила в школу там. И свою учительницу, Лидию Ивановну Колесниченко, я запомнила очень хорошо. Мы общаемся с ней до сих пор, она дружит с моей мамой.
Лидия Ивановна каждый раз преподносила нам какой-то важный жизненный урок. Например, что в любых обстоятельствах нужно оставаться человеком, но при этом отстаивать свою точку зрения. Ни в коем случае не на кулаках — нужно обосновывать. Вообще она часто повторяла это слово: «Обоснуйте!».
Школу я окончила с золотой медалью. Нравились русский и литература, не слишком любила астрономию и геометрию. Наверное, потому что у меня гуманитарный склад ума. Но я очень благодарна нашей учительнице математики Марии Матвеевне — она была очень строгая и жесткая, но ей удалось заложить крепкий фундамент, на котором было легко построить дальнейшее образование. Поэтому в вузах мы потом просто отдыхали на этом предмете.
В школе я часто проказничала и даже дралась, но дралась за справедливость. Я умела постоять за себя, меня этому научил папа. Доставалась от меня мальчишкам, которые хотели подергать меня за косы или оскорбить. Но мальчики на меня не жаловались, потому что я никогда ничего не делала необоснованно. И к директору меня ни разу не вызывали.
Олимпийская чемпионка, гандболистка Майя Петрова
— В первый класс я пошла в Волгограде в школу №101. У нас была молодая первая учительница. Вообще с молодыми учителями мне всегда удавалось находить общий язык, взрослые же были очень строгими. Вплоть до седьмого класса я была отличницей.
Моим любимым уроком всегда была физкультура. И в средней школе классное руководство взяла на себя учитель физкультуры Надежда Ивановна. Я ее очень любила, у нас было полное взаимопонимание. Она меня очень поддерживала в стремлении стать спортсменкой, отпускала на все соревнования. Она даже защищала меня перед всеми учителями, когда я из-за состязаний прогуливала уроки, говорила, что у меня очень уважительная причина. По физкультуре у меня всегда были пятерки, и меня ставили всем в пример.
Любила еще гуманитарные предметы, например, историю. Нравилось ее изучать и потом пересказывать на уроке. Терпеть не могла черчение, ничего в нем не понимала, давалось оно мне очень плохо. Из-за чертежей не любила еще и геометрию.
Была у меня первая школьная любовь. Его звали Артем. Учились вместе со второго по пятый класс, очень дружили. Я была пацанкой, и мы везде тусили вместе — на всех стройках, во дворах, играли в казаки-разбойники. Но любила я его тайно и не нашла сил признаться. Потом были и у меня поклонники, хорошо помню свой первый поцелуй — мальчик поцеловал меня в щечку, а я испугалась, что после этого забеременею.
В школе я пела в хоре, но дальше моя «карьера» певицы бы не сложилась. Еще у меня была кошка Алиса, и я постоянно таскала ее в школу на всякие выставки. Мы с ней постоянно получали различные призы и медали, она была всеобщей любимицей.
Заслуженный художник России, скульптор Сергей Исаков
— Я пошел в первый класс в Ростове, в школе №60. Будучи мальчишкой, никогда бы не поверил, что недалеко от школы, на месте, где мы играли в футбол, через много лет поставят мой памятник «Героям Первой мировой войны». В школе я учился не очень хорошо — была тройка по математике. Любил географию, историю, литературу и другие гуманитарные предметы.
Очень хорошо помню свою первую школьную учительницу. Ее звали Лидия Федоровна. Она была очень молодая, только после института, и мы были первые ее ученики. В классе было много мальчишек-хулиганов, мы часто дрались, но она всегда усмиряла нас. Как-то раз мы сбежали с урока физкультуры, купили сигареты и уселись курить за школой. Лидия Федоровна нас заметила, но она не кричала на нас и не сказала ничего родителям. Она поговорила с нами сама, поставив нас перед всем классом, рассказала о вреде табака. После этого курить нам больше не хотелось.
Мы со школьными товарищами собирали металлолом и макулатуру, играли во дворе школы в футбол, и Лидия Федоровна даже играла вместе с нами, становилась на ворота, болела за нас.
Вызывали меня и к директору — за драки. Он делал нам строгие выговоры, но в итоге все заканчивалось хорошо. Вообще он часто проводил уроки мужества, рассказывал о подвигах ветеранов войны, так как и сам был участником ВОВ.
В школе мы играли в бутылочку на поцелуи, но какой-то серьезной первой любви не было — девчонки-сверстницы вообще не обращали на нас внимания. Мы были маленькие, невзрачные, а они — высокие, симпатичные, и для них одноклассники не были авторитетами.
В школе увлекался рисованием, астрономией. Мечтал быть летчиком, пытался поступить в вуз на эту профессию, но оказался не годен по состоянию здоровья. Пришлось идти в художники.
Ученый, доктор физико-математических наук Вячеслав Малышевский
— Я пошел в школу в городе Гурджаани, в Грузии. Мою первую учительницу звали Тамара Николаевна. С мной в классе училась ее дочка, мы дружили с ней и вместе сидели за партой. Тамара Николаевна была очень доброй и совсем нестрогой. Обычно в первом классе не ставят оценок, но она расписывалась нам просто на листах бумаги — всем всегда ставила либо 5, либо 4. А мы, радостные и довольные, бежали хвастаться родителям. Она учила нас правильно сидеть, поднимать руку. Всегда просила, чтобы мы приветствовали ее коротко: не «Здравствуйте», а «Здрасьте»!
Помню, зимой в нашей школе было очень холодно. Посреди класса ставили маленькую буржуйку и такими печками отапливали все здание. Мы садились вокруг нее, и таким образом проходили все занятия.
В школе я учился неплохо, без троек. Дисциплина была строгая, мы сдавали сложные выпускные экзамены, не то что сейчас этот ЕГЭ. Образование было гораздо лучше.
Любимым предметом была физика, нелюбимым — химия. Это может показаться странным, ведь дисциплины-то схожие, но вот не любил я химию, и все. Все эти реакции, термины, все приходилось зубрить. По этой же причине не любил историю КПСС — тоже заставляли выучивать наизусть даты съездов и тому подобное. А физика мне нравилась, потому что я ее понимал без всякой зубрежки.
Я иногда прогуливал уроки, и один раз друг случайно сдал меня моей маме. Я тогда вместо урока отправился к своему товарищу, и мы вместе пытались конструировать самолеты. А друг пришел ко мне домой и спросил у матери: «А что со Славой? Он что, заболел? Почему его не было в школе?». Мама поняла, что я сбежал с занятий, и очень рассердилась.
Сам я преподаватель не очень строгий. Но физика — наука сложная, нужно постоянно выполнять задания и решать задачи. Иногда я приношу на пары шоколадки и вручаю их самым усердным студентам.
Редакция 161.ru от всей души поздравляет учителей с профессиональным праздником. Спасибо за все ваши старания, терпение и заботу, и ваши ученики всегда будут благодарны вам!
Фото: Евгений Березкин