17-летний Женя Б. из хутора Авилова Родионово-Несветайского района хорошо знает, что такое тяжелый труд и ответственность за близких.
С 13 лет мальчик работает, и работает много. Деньги Женя тратит не на гаджеты и одежду, а на еду и все необходимое для пятерых младших сестер. Правда, не всегда заработок удается потратить на девочек. По словам мальчика, отец зачастую забирает у него деньги. А в последний раз даже избил, когда ученик отказался отдать потом и кровью заработанные две тысячи рублей.
После этого Женя убежал из дома и написал заявление в органы опеки, в котором попросил лишить родителей родительских прав.
Работа
Впервые Женя столкнулся с тяжелым трудом в 13 лет. От хуторян он узнал, что нужна помощь на бахче. Женя два месяца собирал арбузы, а на заработанные деньги покупал продукты домой. С тех пор так и повелось – мальчик не отказывался ни от какой подработки: помогал косить траву соседям, трудился грузчиком и даже носил песок и кирпичи на стройке. Кстати, тогда Жене заплатили 30 тысяч рублей.
– Учебу из-за работы часто пропускал. В школе я сказал, что работаю. Меня не сильно ругали за пропуски. У папы был заработок нестабильный. Он тракторист, но часто сидел без работы. Потом начал пить с соседом, – поделился своей непростой историей Женя.
Следом заболела и мама школьника. Женщина, исхудавшая до 40 килограммов, постоянно в больнице.
– Я очень люблю сестер. Скучаю по ним. Я, когда жил дома, покупал им одежду, карандаши, ручки к школе и прочие канцтовары, – говорит мальчик.
Самой старшей сестре 15 лет, а младшей – чуть больше года. Но и девочки сейчас живут не дома. После того, как их брат сбежал, опека передала девочек в интернат. При этом родительских прав ни отец, ни мать не лишены.
Документы
Интересно, что при таком большом опыте разнорабочего у подростка из полной семьи нет паспорта, полиса и гражданства. Почему об этом не позаботились родители и куда смотрела местная опека – вопрос открытый.
Сейчас Женя живет в «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних» в Ростове. Правда, по закону там можно находиться лишь до 18 лет.
– Жене уже в декабре будет 18 лет. Мы переживаем за его судьбу и делаем все возможное, чтобы ему быстрее оформили документы, – рассказала корреспонденту 161.ru директор Людмила Фоменко.
«Он мне больше не сын»
На днях мальчик решился на тяжелый шаг. Он написал официальное заявление, в котором просит отца лишить родительских прав.
В Ростове, в социально-реабилитационном центре на Алмазной, школьник живет с лета. Все это время он тщетно пытался связаться с отцом. Лишь однажды мужчина взял трубку и сказал:
– Ты мне больше не сын.
Ни отец, ни мать к нему никогда сюда не приезжали. Тогда Женя и написал заявление:
– Я боялся идти домой, потому что там был пьяный отец; моя мама мной не интересовалась, отец сказал, что он не хочет меня видеть и общаться со мной...
Трудно представить, что чувствовал подросток, когда писал это. Жене тяжело рассказывать об отце.
– Домой не вернусь. Не хочу. Как-нибудь сам справлюсь, – коротко говорит мальчик.
Правда, с трудом верится, что у лишенного родительской поддержки подростка после совершеннолетия в будущем все сложится гладко.
Женя мечтает выучится на автомеханика и открыть свой автосалон, чтобы делать тюнинг спортивным машинам. Вот только как юношу без гражданства и без паспорта зачислят в техникум, не ясно.
– Сейчас решается вопрос о гражданстве и паспорте. Как только у Жени будут документы, мы посодействуем с его дальнейшим обучением и устройством в общежитие. Также будет подан иск в суд на лишение отца родительских прав. Мы пытались восстановить детско-родительские отношения, но, к сожалению, рвения со стороны отца не увидели, –рассказали корреспонденту 161.ru специалист районного отдела опеки и попечительства Татьяна Лысенко.
Отец несовершеннолетнего не стал комментировать ситуацию.
Фото: Александр Кузьмин