Те, кто жил в советскую эпоху, наверное, помнят, как в то время нещадно боролись с любыми проявлениями «мещанства». Этот страшный порок виделся борцам за духовное начало даже в безобидном цветке герани или кучке фарфоровых слоников на полке. В разные периоды времени символами мещанства и мелкобуржуазности становились также этажерки, пышные абажуры, граммофоны, шелковые блузки, цыганские романсы, фокстрот, накрахмаленные воротнички, габардиновые пальто и галстуки. В общем, что только не становилось.
Почему-то считалось, что привязанность к «милым вещицам» как-то обедняет личность, буквально тормозит ее духовный рост. Разумеется, это связано с государственной пропагандой того времени, направленной на искоренение частной собственности в ущерб общественным интересам. Человек, излишне привязанный к красивой, дорогой ему вещи, может пойти на поводу у собственнических интересов и предать общее дело. А при коммунизме, как известно, вообще все должно было стать общим.
Я задумалась: а что в наше время можно идентифицировать как мещанство, каковы атрибуты мещанского интерьера? Ну, безусловно, обилие позолоты, бархата, кистей, бахромы, складок и фаберже. Такие интерьеры традиционно создают очень богатые люди, и все это, к счастью, очень далеко от нас, людей среднего и ниже достатка. Лично я коттедж в таком пышном восточном стиле видела лишь однажды в Акбердино – хозяин попросил подобрать ему картины в разные комнаты. Как и следовало ожидать: настоящие картины он покупать не захотел, предпочел постеры классических работ, но в супердорогом золотом багете, какой бывает в музеях. Симптоматично.
Ну, а что же с интерьером обычной городской квартиры? Я бы отнесла к мещанству атрибуты сельской обстановки, перенесенные в город, как то: вязаные салфеточки на поверхности мебели, подушки горкой, сервант с посудой в жилой комнате, фотографии всех родственников на стенах или за стеклами этого самого серванта, макраме, сплетенная из лент тапочка для мелочей, висящяя на стене. Отдельным пунктом: композиции из насыпных камней, голографические картины, портреты хозяев методом трафаретной печати, портреты хозяев в антураже классических картин, созданные с помощью фотошопа и распечатанные на холсте с дорогими рамами, иконы из бисера, вышивка по трафарету. Разумеется, не существует общих правил для всех, и все зависит от контекста. Бабушке, конечно, простительны икона из бисера и салфеточка на телевизоре. Разумеется, умиляет меня чисто советский интерьер, чудом доживший до нашего времени – в иные квартиры заходишь, как в музей. Но это продиктовано лишь моим пристрастием к старине, жить бы я в такой обстановке не согласилась. То же самое относится и к деревенским атрибутам – я прекрасно к ним отношусь, когда вижу такой интерьер в деревне или, допустим, есть коллекционеры деревенских вещей – прялок, горшков, вышиванок, ухватов, тогда присутствие этих вещей в городской квартире хоть как-то объяснимо интересами хозяина. У меня самой одна полка уставлена фарфоровыми фигуркам советского времени, почти что слониками. Но это, опять же, коллекция.
Словом, все, что подлинно, не может выглядеть пошло. Настоящая икона, а не ее заменитель. Настоящий портрет, а не тиражная поделка. Авторская работа, а не постер. Или если уж постер, то как плакат, а не в раме, как картина.
Об авторе
Кристина Абрамичева. Родилась в 1977 году. Арт-критик, куратор, общественный деятель. По образованию филолог и искусствовед. Причисляет себя к олдскульным блогерам. Занимается только тем, чем хочется. Иногда ведет авторские экскурсии, коллекционирует вещи советского периода, издает литературно-критические журналы.