Ростовская транспортная инфраструктура осталась в далеком прошлом: даже идеи генплана 1971 года реализованы максимум на 17%, а действующий документ, рассчитанный до 2025 года, практически не воплощен в жизнь. При этом на современном этапе строительство подземки и развитие эффективной сети наземного транспорта обойдутся в примерно одинаковые суммы. Чему отдать приоритет и как хоть немного вернуть ростовский транспорт из прошлого в настоящее, в Ростове обсудили эксперты в области градостроительства.
Для дискуссии по поводу того, какой общественный транспорт нужен Ростову-на-Дону, эксперты собрались в медиацентре «МедиаС». Помимо исследователей и проектировщиков организаторы пригласили и чиновников, однако глава департамента транспорта Ростова Алла Лоскутникова и начальник МКУ «Управление метро Ростова» Мурат Тлепцеришев оказались чрезвычайно занятыми людьми.
Разговор о транспортных реалиях и перспективах начался с трамвая – в феврале его судьба стала одной из главных тем в городе. Напомним, что ростовские власти заявили о планах демонтировать рельсы на улице Станиславского, чтобы удешевить реконструкцию, однако общественность возмутилась, и трамваю сохранили жизнь. Правда, сэкономить было решено на коммуникациях – их на Станиславского перекладывать не будут.
По словам главного инженера проекта ОАО «РостовГражданПроект» Яна Кокина, со временем перекладка коммуникаций будет необходима – правда, это произойдет, когда станут известны планы реконструкции зданий в этой части Ростова и будет просчитана мощность инженерных сетей. При этом он высказался за расширение улицы Станиславского за счет сноса аварийных строений. По мнению Яна Кокина, трамвайное движение в Ростове нужно не только сохранять, но и развивать.
«Этот вид транспорта не только экологичный, но и надежный, а его пропускная способность выше, чем у автобусов. В генплане Ростова предусмотрено развитие трамвайного движения в разные районы города», – сказал эксперт.
Руководитель группы НКП НПО «Южно-Российский градостроительный центр» Сергей Трухачев о современном состоянии трамвая в Ростове отозвался не слишком лестно. «В том виде, в котором сейчас существует трамвай в Ростове, его лучше, если можно так выразиться, пристрелить, чтоб не мучился», – подчеркнул он. А создание менее жалкого трамвайного движения нужно начать с окончательного ответа на традиционный ростовский вопрос: будет ли в городе метро.
Эксперт пояснил, что Ростов – довольно компактный миллионник, и необходимость в метрополитене сложно назвать острой. Но в случае, если подземка все же будет построена, трамвай может получить роль вспомогательного транспорта. А без метро должен стать магистральным, однако строить его нужно с умом.
«Пока трамвай у нас идет в одном потоке с автомобилями, это не городской транспорт, а дорогостоящий аттракцион в историческом ядре города», – резюмировал Сергей Трухачев.
Активист движения «Фабрика городской среды» Михаил Векленко также высказал мнение о том, что разумнее было бы сосредоточиться на развитии наземного транспорта. Строительство одной линии подземки, напомнил он, оценено в сумму порядка 75 миллиардов, а размер финансирования из федерального бюджета не может превышать 20% от необходимой суммы. С учетом нынешней финансовой ситуации и возможностей бюджетов всех уровней проект может стать долгостроем. Впрочем, сошлись во мнении эксперты, эффективное развитие наземного транспорта также весьма затратно. Но ничего не делать в нынешней ситуации уже непозволительно. И дело – не только в ЧМ-2018.
«Нет дороги – ничего нет, нет развития, нет экономики. У нас проектов подготовлено по развитию дорог в городе на 16 миллиардов, но нет реализации. За 25 лет по генплану 1971 года реализовано всего 15-17%, по следующему генплану и того нет», – оценил соответствие транспортной инфраструктуры Ростова требованиям современности Ян Кокин.
По его словам, один только «РостовГражданПроект» может предложить городу столь актуальные проекты, как реконструкция улиц Орбитальной, Доватора, Орской. Однако из-за экономических реалий не только развитие трамвайного сообщения, предусмотренное генпланом 2008 года, но и реконструкция ряда объектов может быть отложена в долгий ящик.
Сергей Трухачев констатировал, что дорожная сеть города действительно не справляется с потоками машин, и развитие системы общественного транспорта может стать спасением. Чтобы у ростовчан возникло желание пользоваться общественным транспортом, «он должен стать для них более комфортным и «дружелюбным»». И сделать это можно относительно «малой кровью».
Эксперт, в частности, предложил довести до ума выделенные полосы и действительно сделать их обособленными, конструктивно отделить от дорожного полотна для автомобилистов. Собравшиеся также предложили ликвидировать простои общественного транспорта на остановочных пунктах и кардинально обновить подвижной состав. В частности, наконец познакомить горожан с таким чудом современного автопрома, как автобусы, трамваи и троллейбусы с кондиционерами. Кстати, последние успешно собирают в Вологде.
Фото: Фото медиацентра «МедиаС»