Глава администрации Ростова-на-Дону Сергей Горбань заявил о намерении обновить подвижной состав ростовских трамваев. Их нынешний вид, отметил градоначальник, создает у горожан «удручающее настроение». Водители трамваев называют идею провальной, а ростовские урбанисты предлагают начать с капитального ремонта существующего подвижного состава.
Скорое завершение реконструкции улицы Горького в Ростове-на-Дону – пустить по ней трамваи обещают в конце следующей недели – подействовало на городские власти вдохновляюще. Во время объезда глава администрации Ростова Сергей Горбань рассказал, что планируется продолжить реконструкцию трамвайного полотна до 14-й Линии и опустить пути ниже проезжей части, чтобы разгрузить площадь Энергетиков. А кроме того, обновить подвижной состав ростовских трамваев.
«Трамвайный парк вызывает удручающее настроение у населения. Нужно всерьез думать об обновлении техники. По новым дорогам на наших стареньких машинах, которые должны занять достойное место в музее, уже некомфортно и нехорошо», – констатировал Сергей Горбань.
Однако оба проекта – и реконструкция трамвайного полотна, и закупка новых вагонов – упираются в деньги, отметил градоначальник. Сейчас, добавил он, прорабатывается вопрос капитализации муниципального унитарного предприятия «Ростовская транспортная компания», которое эксплуатирует трамваи. После смены «формата» компания сможет брать кредиты и оформлять лизинг.
Других вариантов обновления подвижного состава, судя по всему, нет, даже несмотря на наличие губернаторского поручения. В программе «Развитие и эксплуатация транспортной инфраструктуры и пассажирского транспорта города Ростова-на-Дону на период 2014–2018 годов», текст которой имеется на сайте мэрии, закупка трамваев не значится. Немногое, что финансирует бюджет в 2014 году, по тексту документа, – это разработка документации на строительство трамвайной линии в направлениях СЖМ и Александровки, а также работы над проектом реконструкции улицы Станиславского.
При этом деньги на реконструкцию и капитальный ремонт трамвайного полотна и контактной сети, гласит программа, РТК должна изыскивать из внебюджетных источников.
Когда же и за чей счет в итоге ждать обновления подвижного состава, остается неясным. Генеральный директор МУП РТК Владимир Шкунденков порекомендовал 161.ru обратиться за этими данными в департамент транспорта Ростова-на-Дону. Руководитель департамента Алла Лоскутникова к моменту сдачи публикации все еще находилась на совещании.
Рядовые же сотрудники МУП РТК неофициально рассказали, что слышат о закупке новых вагонов впервые. Но даже если подвижной состав заменят, никакой пользы городу и трамвайному движению это не принесет, поделилась своим мнением вагоновожатая одного из трамваев на маршруте №1.
«Закупать новые вагоны без толку, пока не отремонтируют трамвайное полотно. Сейчас оно в таком состоянии, что техника просто убивается, – рассказала она. – Этой машине четыре года, и она – уже не в строю».
При этом, заверила собеседница 161.ru, речь идет не только о десятилетиями не видавших ремонта улицах Станиславского или Чукотской. Трамваи «убивает» даже свежеотремонтированная улица Горького: «На ней неправильно все организовали. Трамваи идут на одном уровне с полосами для машин. И они уже сбили ту резину, которая укладывалась с рельсами. И все, по улице уже не разгонишься, приходится медленно ползти, и техника портится».
Закупка новых вагонов, впрочем, не единственный способ изменить мнение горожан о трамваях. Известная команда урбанистов, архитекторов и дизайнеров Urban Factory инициировала проект реконструкции существующего подвижного состава. В частности, речь идет о вагонах КТМ и Tatra. Чешская марка обладает для Ростова особой значимостью – донская столица стала первым городом СССР, где начали эксплуатировать трамваи фирмы. И произошло это в 1957 году.
«Наш проект, предполагающий реконструкцию подвижного состава, реализуется с технической и проектной поддержкой ДГТУ и МУП РТК. Мы рассчитываем и на поддержку городской администрации, однако проект еще не утвержден. Сейчас идет последний этап проработки и подсчетов, после чего последуют официальные заявления», – рассказал 161.ru представитель объединения Urban Factory Михаил Векленко.
Он добавил, что реконструкцией подвижного состава изъявили готовность заниматься независимые дизайнеры и конструкторы. Задача, которую ставят идеологи проекта, – не только улучшить технические показатели вагонов, но и привести в порядок салоны и экстерьер ветеранов ростовского дорожного движения.
По оценкам участников проекта Urban Factory, реконструкции подлежат все работающие в городе вагоны Tatra и КТМ. После реконструкции, подчеркнул собеседник 161.ru, количество вагонов на линиях Ростова может увеличиться почти вдвое – за счет трамваев, которые сейчас попросту стоят в депо и не готовы к эксплуатации.
Последний раз трамвайный парк Ростова масштабно обновлялся в 2007 году – тогда на линии вышли сразу десять вагонов Усть-Катавского завода, составивших четверть от ежедневно работающего подвижного состава. В 2009 году власти Ростова подписали соглашение о сотрудничестве с компанией Siemens, однако трамваи этой марки в городе так и не появились – Siemens не смог создать производство в базе Тихорецкого машиностроительного завода. В октябре текущего года соглашение о сотрудничестве в рамках модернизации трамвайного сообщения мэрия Ростова подписала с французской компанией Alstom.
Фото: Фото автора